«Черная пятница» – это день бескрайнего шоппинга с раннего утра до поздней ночи после невнятного Дня благодарения. (Кому? Почему?) Правда, так было не всегда. В 1870 году газета «Нью-Йорк таймс» окрестила «Черной пятницей» обвал рынка золота.
Бен Циммер, исполнительный продюсер Vocabulary.com, который прославился исследованием термина «Черная пятница» — дня торжества безудержного шоппинга, утверждает, что он «родился» в Филадельфии в 1960 году. Но тогда слово «черный» все еще нашло отрицательный характер. Местная полиция нарекла «Черной пятницей» день, когда уличное движение встало на дыбы и не позволило жителям города отовариться после Дня благодарения. Кстати, розничные торговцы тоже не были в восторге от «Черной пятницы» и требовали переименовать ее в «Великую пятницу».
Но номер с «Великой» не прошел. А изобретательные филадельфийцы сделали слово «черный» позитивным. В пятницу «красные чернила» — знак минусовый в бухгалтерии, стали черными, плюсовыми.
Большинство американских потребителей не знает и не ведает об этом. Потребителей волнуют покупки, и не просто покупки, а после стояния в очередях и со значительными скидками.
Успех «Черных пятниц» оказался оглушительным. Их решили продлить. И вот в 2005 году Америка получила «Кибер понедельники». Лавочники не поскупились на скидки. А в 2010 году установили «субботу мелкого бизнеса». Бизнес Америки — это бизнес, гласит известная американская поговорка. Но, с другой стороны, шоппинг американцев — это шоппинг.
Для нас — россиян и в особенности бывших советских граждан, стояние в очередях почти образ жизни, вернее, ее безобразие. Американцы тоже не в восторге от очередей. Но в «Черные пятницы» они познают всю их прелесть. Перед магазинами «Best Buy» очереди образуются иногда за несколько недель до «черной». Люди, хотите верьте, хотите нет, устанавливают палатки и поселяются в них, чтобы подтвердить свое первенство в очередях. Шопперы универмагов «Walmart» достают и изучают их конфигурацию, чтобы в «Черную пятницу» не заблудиться и не проворонить желаемое. Перед универмагами «Target» очередники создают летучие отряды, чтобы никто не нарушал святую святых — очередь.
Так стояние в очередях из назойливой толкотни превращается в увлекательное приключение. (Но только раз в году после бессодержательного Дня благодарения).
«Очереди в этот день отличаются порядком. Это вам не толкучка в метро», — говорит Ричард Ларсон, профессор Массачусетского технологического института, специалист по изучению поведения людей в очередях.
Профессор Ларсон, которого в академической среде называют «доктор Очередь», говорит, что сам он не намерен стоять в очередях и тратить на это свое драгоценное время, идущее на познание психики американского потребителя. «Черные пятницы», считает «доктор Очередь», имеют как это ни странно, определенный смысл. Раз в году потоптаться в очереди это просто восхитительно! Будет, что рассказать своим внукам.
Очереди подвергают испытанию терпение людей, их ощущение личного пространства, говорит профессор Ларсон, — их разумность в особенности в «Черные пятницы». Так почему же люди становятся в очереди еще до восхода солнца и даже в ночь на эту потребительскую пятницу?
Вот что говорит Джефри Инмэн, ветеран черных очередей и президент Общества психологии потребителей: «Многие семьи рассматривают эти очереди как ритуал общности и верности традициям. Это не неприятная поденная работа. В них заложена прослойка конкурентности. Ведь в каждом магазине количество широкоэкранных телевизоров ограничено.
Мистер Инмэн тоже профессор — профессор маркетинга Питтсбургского университета.
Ограниченность тех или иных товаров подстегивает «очередников». Вот, например 26-летняя Мэрили Лопес, которая встала в очередь уже в День благодарения, то есть в четверг. И не одна, а со своей семьей, перед входом в универмаг «Target» в городке Коммак, штат Нью-Йорк.
— Завтра нам останется лишь металлолом. Пенки надо снимать уже сегодня, — говорит Мэрили. А ведь она совсем не университетский профессор и даже не президент Общества психологии потребителей.
Последние уже несколько десятилетий изучают поведение человека из очереди. Вот что утверждает так называемая «теория стояния в очередях». Поскольку твое решение носит индивидуальный характер, оно более волнительно, чем групповое. Выбор очереди усугубляет твое волнение больше, чем просто стояние в одной очереди. Оказывается, музыка и запахи помогают ожидающим в очередях коротать время. И так далее, и тому подобное. Из этой материи выкраиваются целые трактаты и диссертации.
«Черные пятницы» не чужды насилию. В 2008 году двухтысячная толпа шоппингующих собралась перед универмагом «Walmart» на Лонг-Айленде. За несколько минут до открытия, а было «всего лишь» пять часов утра, нервы людей не выдержали. Они сломали двери и вломились в здание. Несколько человек погибли в этом паническом хаосе.
«Черные пятницы», лозунг которых «Я это должен достать!» здесь сравнивают с началом продажи новых айфонов или билетов на концерты Бейонси. А это в свою очередь подхлестывает ожидание и как бы сокращает его. Таково по крайней мере ощущение профессора Ларсона. Ограниченное количество тех или иных товаров тоже вызывает «взрыв ментальности» очереди. Люди тянутся к большим очередям, что делает покупку желанного предмета еще более удовлетворительной.
«Желание людей ждать в некотором смысле пропорционально цене предмета, который они хотят приобрести. Иногда они даже не знают за чем та очередь, к которой они примкнули. Они исходят из того, что ожидающая их в конце вещь просто фантастически ценна», — рассуждает профессор Ларсон.
…Билли Леклер была на сей раз первой в очереди в «Walmart» в Манчестере, штат Айова. Она регулярный посетитель «Черных пятниц», но на последнюю она пришла с определенной целью — купить по доступной цене новый телевизор. Недавно она разошлась с мужем, который во время дележки забрал старый ТВ.
«Наше супружество приказало долго жить, но на телеприемник это не распространяется, — поясняет Билли. — Опыт подсказывает мне, что я не пытаю чувство торжества. Мой новый телевизор будет новее того, что достался моему мужу, то есть нечто мое будет моим и более новым, чем его».
В нынешнюю «Черную пятницу» американцы потратили в 24 часа рекордные 5 миллиардов долларов. Это на 16,9 процента больше чем в «Черную пятницу» 2016 года.
Подлинным героем прошедшей «Черной пятницы» стал глава «Amazon» Джефф Безос. Как сообщают Blumberg и Forbes, Безос взял планку в 100 миллиардов долларов и тем самым обошел владельца Microsoft Гейтса. Сейчас Безос самый богатый человек на нашей планете. Он первый, кто заработал 100 миллиардов долларов с тех пор, как Blumberg и Forbes, ввели в оборот так называемый «индекс миллиардеров». У Безоса огромные вклады в ракетную компанию Blue Origin. Он является также владельцем газеты «Вашингтон пост», за которую заплатил сущую мелочь — «всего» 250 миллионов долларов.
Излишне говорить, что в «Черную пятницу» Безос не стоял с раннего утра у подъезда «Target». Миллиарды стекались в его колоссальную кубышку со всех концов мира. И от меня тоже. (Я купил у «Amaron.com» книги на 230 долларов). Безос богател безостановочно. Это не игра слов, а игра в миллиарды долларов…
По выстаиванию в очередях россияне не имеют себе равных в мире. Бывали годы и даже десятилетия сплошной черноты. Все было черным черно как в аду. Люди гибли не за металл, а за кусок хлеба. За его покрытую плесенью краюху. Будем откровенны — мы и сегодня завидуем американцам и их «Черным пятницам». Для нас очереди — средство выживания, для них — развлечения.