Напомним, в настоящее время те потребители коммунальных услуг, которые не поставили автоматические приборы учета, платят за услуги ЖКХ больше, чем те, кто их установил. Разница порой достигает 50%. Людям попросту не оставили выбора, и им пришлось либо устанавливать счетчики за свои деньги (а потом еще платить за их замену и проверку), либо ежемесячно переплачивать за тепло и воду. Если инициатива комитетов ГД будет поддержана, население избавят от таких избыточных затрат и все станут платить по базовому тарифу. Ответственность за установку счетчиков ляжет на организации, поставляющие коммунальные услуги.
«ЖКХ отбирает у граждан просто непомерную долю от дохода. Эта «горячая» тема, если учесть, что выборы Президента РФ уже не за горами, — подчеркнул аналитик ГК TeleTrade Владимир Чернобай. — Желание «прижать» управляющие компании активизировалось, чтобы угодить избирателям».
Итоговые суммы в квитанциях, если предложение будет поддержано, должны снизиться на 33% сразу, так как перестанет действовать повышающий коэффициент для тех, у кого приборы учета отсутствуют, и еще на 10–15% в зависимости от степени экономии коммунальных услуг самими владельцами жилья. «Пусть коммунальщики вернут часть денег хотя бы таким способом, потратившись на счетчики, — продолжил эксперт. — Но, конечно, никаких гарантий того, что рост тарифов ЖКХ в следующие годы будет остановлен, эта мера не даст».
Что касается компаний, которым придется раскошелиться на счетчики, — непонятно, откуда им взять такие деньги.
«На ресурсоснабжающие организации вешают обязательства, ничем финансово не обеспеченные, — отметил вице-президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере жизнеобеспечения Сергей Филимонов. — Будет травля управляющих компаний. Их обяжут поставить счетчики в отсутствие денежных источников».
Как пояснил эксперт, последнее время в нормативных актах стали писать, что если в доме есть возможность установки приборов учета, а он не установлен, то жители платят по нормативам, а управляющие компании должны платить с коэффициентом 1,1. «А где им найти эти дополнительные 10%? Деньги идут за счет средств, собранных на содержание дома, — рассказал Филимонов. — В результате данные услуги просто перестают оказывать, потому что собранная сумма идет на другие цели».
Выходит, что механизмы госрегулирования совершенно оторваны от экономики этих видов деятельности, что рискует привести к конфликту: либо массовому недовольству населения, либо банкротству управляющих компаний.
«Есть такое понятие — юридический фетишизм, — резюмировал Филимонов. — Написав нормативный акт, нельзя думать, что что-то изменится. На его исполнение у компаний нет источников финансирования, а проблему пытаются решить, не вкладывая в это ни копейки».
Руководитель департамента компании «Аналитика Онлайн» Глеб Задоя, со своей стороны, убежден, что «после установки за их счет всех приборов и подсчета убытков от этого компании вынуждены будут вести расчеты по индексации услуг с определенным завышением, чтобы отбить свои финансовые потери».