«С Украиной напрямую общения нет» — так Сергей Сторчак объяснил нынешнюю ситуацию относительно долговых обязательств Киева перед Москвой. Минфин обсуждает внесудебные варианты решения этого спора через посредников. Как накануне заявил глава ведомства Антон Силуанов, в роли секунданта выступает Германия.
История, о которой идет речь, берет начало в декабре 2013 года, когда Владимир Путин и Виктор Янукович, на тот момент президент Украины, договорились о выделении Киеву кредита на $15 млрд путем покупки Россией украинских еврооблигаций. Первый транш ценных бумаг на сумму $3 млрд был тут же размещен на Ирландской фондовой бирже. Затем на Украине, как известно, случился Майдан и власть поменялась. Новых траншей не последовало. Но спустя два года пришло время погашать имеющиеся «бонды».
Однако новое руководство Незалежной, у которого не было лишних средств на эти цели, стало искать способы избежать выполнения обязательств. Сначала Киев попытался изменить статус еврооблигаций, заявив, что этот долг является коммерческим, поэтому выплата денег России будет производиться с отсрочкой. Такая позиция не нашла понимания со стороны международного сообщества. Напротив, МВФ признал долг Украины суверенным. Тогда Киев предложил реструктурировать кредит. После того как Россия отказалась идти навстречу Незалежной, последняя ввела мораторий на выплату долга.
В итоге Москва обратилась в Высокий суд Лондона, который признал правоту России и предписал Украине выполнить обязательства по погашению облигаций. Более того, британская юстиция потребовала от Киева выплатить Москве проценты и пени, а также 2,8 млн фунтов стерлингов расходов на судебные разбирательства. В конце сентября Украина оплатила часть издержек, чем косвенно признала наличие долга перед нашей страной. Вместе с тем Украина подала апелляцию на решение лондонского суда, слушания по которой должны состояться в январе 2018 года.
По мнению зам. гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, предложение России перевести решение этого вопроса во внесудебную плоскость демонстрирует конструктивное отношение к проблеме с долговыми обязательствами Киева. Сторчак еще в начале октября отмечал, что юридических аргументов в пользу отмены решения Высокого суда Лондона нет — британская Фемида признала, что Россия является кредитором, а Украина — должником. Поэтому апелляция Киева, скорее всего, не принесет результата.
Тогда как внесудебный характер переговоров может оказаться плодотворным. По мнению адвоката Олега Сухова, это более эффективный и быстрый путь достижения компромисса. «Варианты могут быть разные: полная выплата долга в обмен на преференции Украине либо частичная оплата долга, но с предоставлением России иных бонусов.», — отмечает юрист.
Между тем эксперты отмечают и геополитическую подоплеку привлечения посредника к переговорам об урегулировании долга Украины. Как напоминает начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов, со времен присоединения Крыма Киев является непримиримым противником России практически по всем вопросам. Обращаясь за помощью к посреднику, Москва показывает Европе, что Киев не способен адекватно вести переговоры, даже несмотря на решение лондонского суда.
«Выбор Германии в качестве секунданта не случаен. Берлин — самый влиятельный член Евросоюза. Если немцы посодействуют Москве и призовут Киев к выполнению европейских судебных решений, это будет означать, что украинская проблематика постепенно перестает быть камнем преткновения в отношениях России и ЕС», — отмечает эксперт.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram