Основной причиной смягчения монетарной политики ЦБ стало замедление инфляции, которое наблюдается последние несколько месяцев. Как заявил в середине октября замглавы Минэкономразвития Азер Талыбов, темпы роста потребительских цен в годовом исчислении замедлились до 2,8%.
Также к снижению ставки совет директоров ЦБ подтолкнули укрепление национальной валюты и улучшение инвестиционного климата в России. С начала августа доллар снизился в цене с почти 61 до 58 рублей. Инвестиции также впечатляют — их объем только в нефтегазовый сектор в этом году вырастет до 1,3 трлн рублей.
Как полагают эксперты, эффект от снижения ключевой ставки носит в основном позитивный для отечественной экономики характер. По словам управляющего партнера Kirikov Group Даниила Кирикова, коммерческие банки вслед за ЦБ могут пойти на снижение ставок по кредитам. «Если сопутствующие факторы не будут резко меняться, падение ставок продолжится и в 2018 году», — полагает Кириков. По его словам, со временем Россия может выйти на европейский уровень ставок в 5–6% по банковским займам. К другим положительным последствиям снижения ключевой ставки можно отнести возможное укрепление российской валюты. На фоне высоких цен на нефть ($58–59 за баррель) курс доллара может скатиться до годовых минимумов — ниже 56 рублей.
Большинство экспертов склоняются к тому, что на ближайших заседаниях совет директоров ЦБ продолжит смягчать монетарную политику. Сейчас ключевая ставка превышает официальную оценку инфляции примерно на 4–5 процентных пункта, хотя в развитых странах эти показатели обычно практически идентичны. В связи с этим Банк России постоянно подвергается критике со стороны представителей бизнеса, которые далеко не всегда в состоянии привлечь заемные деньги под адекватные проценты.
Вместе с этим более осторожная тактика, которую в этот раз продемонстрировал регулятор, внушает некоторые опасения. Ранее ЦБ позволял себе более значительные снижения ставки: в мае и сентябре этого года он опускал ее на 0,5%, а в июне — на 0,75%. «Ориентиром для регулятора является уровень в 7% — именно столько ставка составляла до кризиса 2014 года. Впрочем, в начале 2018 года, на фоне обещанной индексации пенсий и зарплат, инфляция может ускориться — посмотрим, как на это отреагирует ЦБ», — полагает старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук.
Не исключено, что ЦБ возьмет паузу на несколько месяцев, чтобы лучше понять, в каком направлении будет двигаться инфляция, и проверить устойчивость рубля. До этого момента регулятор постарается сохранить разницу между показателем темпов роста потребительских цен и ключевой ставкой в нынешние 4–5 процентных пункта.
По мнению директора по инвестициям ИК «Питер Траст» Михаила Алтынова, есть и другая причина, по которой Банк России будет сдержан в отношении изменения своей ставки. «До выборов ЦБ будет осторожен и значительно не снизит ставку, оправдывая это инфляционными рисками. На самом деле цель манипуляций со ставкой — это стабильный рубль. Оставить высокую ставку — единственный способ достичь этого результата до выборов», — считает эксперт.