Рынком презервативов, или, как их правильно называть с медицинской точки зрения, барьерных контрацептивов, ФАС интересуется уже давно. Весной этого года антимонопольное ведомство сообщило, что приступает к анализу данной отрасли по поручению премьера Дмитрия Медведева и в рамках государственной стратегии по борьбе с ВИЧ-инфекцией.
По оценке агентства DSM Group, презервативы за минувшие два кризисных года стали одним из локомотивов роста цен на потребительском рынке. В частности, в первом полугодии 2015 года презервативы подорожали на 20%. Причем разница в стоимости этих изделий может быть кратной. В то же время недорогие азиатские контрацептивы при своей привлекательной цене могут утратить необходимую для защиты «конструктивную целостность» в самый неподходящий момент. А изделия известных западных производителей, как правило, более эластичны, надежны и проходят электронное тестирование, что отражается на их стоимости.
Впрочем, как объясняют представители фармацевтической отрасли, в условиях российского рынка даже одни и те же изделия одного и того же производителя зачастую значительно различаются по стоимости в рознице из-за наценки продавца. Между тем, судя по объемам продаж, стоимость средств контрацепции не отпугивает покупателей. За январь—июнь этого года в российских аптеках было реализовано на 2% больше презервативов, чем за аналогичный период прошлого года. Только за первый квартал было продано около 7,5 млн упаковок, а емкость этого сегмента в денежном эквиваленте составила 1,7 млрд рублей. Впрочем, до рекордов в этом плане еще далеко — в начале 2010-х годов рынок показывал ежегодный рост от 10 до 32%.
По данным DSM Group, средняя цена упаковки презервативов из десятки самых популярных брендов за январь—июнь 2017 года выросла на 3,7%, до 225 рублей. Цена упаковки по всему рынку барьерной контрацепции за это время снизилась на 2,7%, до 231 рубля. По сравнению с тем же периодом 2014 года, когда упаковка в среднем стоила 120 рублей, цена выросла более чем на 57%.
«В целях экономии покупатели стали брать упаковки с меньшим количеством штук. Средняя цена за штуку в топ-10 ниже, чем в среднем по рынку — за счет больших объемов продажи производителям ведущих брендов удается держать цены за штуку чуть ниже среднерыночной», — отмечает генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
По словам представителя столичной аптечной сети, пожелавшего сохранить анонимность, инициатива ФАС, безусловно, полезная, но принципы ее претворения в жизнь пока до конца не понятны. «ФАС предлагает ограничить максимальную торговую наценку на презервативы 5%. Это правильно, но непонятно, как это предложение будет реализовано на практике: кто будет проводить аудит, какие санкции будут применяться при нарушении нормативов. Скорее всего, получится так, что предприятия будут продавать определенную долю своей номенклатуры по низким ценам, но повысят стоимость изделий, которые сейчас находятся в категории средних цен. Частично презервативы станут более доступными, но их качество и удобство в применении будут наверняка сомнительными», — отмечает собеседник «МК».
ЭКСПЕРТ «МК»
Комментирует акушер-гинеколог Центра им. Кулакова Анна МГЕРЯН: «В дешевых контрацептивах используется некачественный латекс. Он более тонкий, быстро рвется. Поэтому главный риск такого новшества — увеличение числа нежелательных беременностей. Кроме того, они могут спровоцировать аллергические реакции: зуд, сыпь и жжение. Это возникает из-за смазки низкого качества».