Справедливости ради необходимо отметить, что в последние годы все же удалось немного снизить зависимость бюджета от углеводородов. Правда, это вовсе не заслуга правительства. «Хорошую» службу нашим чиновникам невольно сослужило падение цен на нефть. В результате сейчас доля нефтегазовых доходов в казне составляет 39,4%.
Как отмечает министр экономического развития Максим Орешкин, в среднесрочной перспективе Россия будет стремиться слезть с «нефтяной иглы».
Но так как структура экономики — вещь достаточно консервативная и меняется в течение десятилетий, то быстрых результатов ждать не стоит. Этот фактор останется актуальным еще как минимум 10–15 лет.
Поэтому в Минфине не придумали ничего лучше, как подстраховаться от волатильности нефтяных котировок. Ведомство с февраля 2017 года направляет на покупку валюты нефтегазовые сверхдоходы. Дело в том, что в бюджет 2017 года была заложена очень консервативная цена на нефть — $40 за баррель. Таким образом, все, что выше этой отметки, теперь идет на покупку долларов.
Так, например, в этом месяце Минфин планирует прикупить валюты на 76 млрд рублей. «Совокупный объем средств, направляемых на покупку иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в период с 6 октября по 7 ноября, составляет 76,0 млрд руб.», — следует из сообщения ведомства. Ежедневный объем закупок составит 3,5 млрд руб. Всего в 2017 году Минфин намерен приобрести валюту на сумму, эквивалентную 624 млрд рублей.
Однако такой подход вызывает критику ряда экспертов, считающих, что средства от нефтяных сверхдоходов следует вкладывать в развитие отечественной экономики.
К тому же скупка валюты не оказывает влияние на курс рубля. «К ней рынок уже адаптировался. Здесь большую роль играют по-прежнему цены на нефть, которые в сентябре очень неплохо себя показали. Они поднялись с $52 за баррель до практически $60», — отмечает первый заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов.
Но, как предупреждает эксперт, роста стоимости нефти в этом году ждать уже не приходится. «В Ливии возобновлена добыча на месторождении Шарара, а в США активизируются разработчики сланцевых месторождений из-за сентябрьского подорожания. Но с другой стороны, на удивление эффективно работает соглашение стран ОПЕК и еще нескольких стран о сокращении объемов добычи нефти. Поэтому снижение стоимости нефти будет, но не экстремальное», — продолжает экономист.
Поэтому, как предупреждает Антропов, факторов для укрепления рубля не видно. «Россия так и не избавилась от сырьевой зависимости и не развила высокотехнологичную промышленность. Все это может привести к удешевлению рубля. К концу года за один доллар могут давать порядка 60–62 рублей», — прогнозирует эксперт.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram