Ситуация вокруг «ВИМ-Авиа» обрастает скандальными новостями. Владельцы «ВИМ-Авиа», супруги Рашид и Светлана Мурсекаевы, бежали в Турцию. Гендиректор Александр Кочнев и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева задержаны по делу о мошенничестве.
Но есть и положительные моменты. Как сообщает ряд СМИ, «ВИМ-Авиа» получила от государства 500 млн рублей в качестве возврата НДС за III квартал. Эти средства позволят перевозчику частично погасить долги перед аэропортами и закупить топливо. Кроме того, Минтранс и Росавиация договорились с другими участниками рынка о гарантиях по обслуживанию лайнеров авиаперевозчика до 15 октября. Около 9 тыс. клиентов «ВИМ-Авиа» уже вернулись в Россию. Еще 16 тыс. пассажиров, застрявших в аэропортах, смогут вылететь домой, они также находятся на низком старте. Всего, по данным Ростуризма, за границей находятся почти 39 тыс. туристов, у которых на руках билеты «ВИМ-Авиа». Чиновники обещают, что всем им будет оказана помощь.
Правда, это не все. До конца сезона «ВИМ-Авиа» должна отправить на отдых и вернуть домой до 80 тыс. купивших путевки клиентов туроператоров. Суммарно перевозчик продал билеты 190 тыс. пассажиров. Их проблемы также лягут на плечи государства.
Определенность вокруг «ВИМ-Авиа» наступила после того, как в историю вмешался Владимир Путин. На совещании в правительстве 27 сентября он объявил о неполном служебном соответствии главы Минтранса Максима Соколова. Как следует из слов президента, будущее Соколова будет зависеть от того, как быстро и эффективно он справится с ситуацией. Куратору отрасли — вице-премьеру Аркадию Дворковичу — Путин заявил, что тот не уделяет достаточного внимания этому направлению работы.
Причины несостоятельности «ВИМ-Авиа», входящей в десятку крупнейших авиакомпаний России, предстоит выяснить следствию. До последнего времени руководство перевозчика объясняло многочисленные рейсы нехваткой самолетов и персонала. Только в начале этой недели «ВИМ-Авиа» призналась в финансовых затруднениях. По словам руководителя агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, в таком оправдании есть доля истины. В этом году доходность авиационной отрасли сократилась — и «ВИМ-Авиа», нарастившая парк самолетов, столкнулась с новыми расходами на их эксплуатацию.
Вместе с этим следствие выдвинуло другую версию. По мнению Следственного комитета, руководство «ВИМ-Авиа» изначально преследовало «преступный умысел, направленный на хищение денежных средств». Зная, что денег на закупку топлива недостаточно, перевозчик продолжал продавать билеты. Есть основания подозревать, что полученные от пассажиров средства топ-менеджеры «ВИМ-Авиа» попросту похитили. Это подтверждает тот факт, что у перевозчика не осталось денег даже на выплату зарплат своим сотрудникам. По некоторым данным, 27 сентября авиакомпания получила 55 млн рублей от Росавиации в качестве субсидий на перевозку пассажиров на Дальний Восток — и в тот же день примерно 60 млн рублей «ВИМ-Авиа» направила на погашение долгов по зарплатам персоналу. Стоит отметить, что в 2016 году выручка компании превысила 17 млрд рублей, а чистая прибыль составила 89 млн рублей. Теоретически деньги у компании должны были оставаться.
В то же время существует масса претензий и к чиновникам. По словам Соколова, «ВИМ-Авиа» соответствовала всем требованиям, предъявляемым перевозчикам. Она прошла оценку «достаточности финансовых ресурсов, анализ рисков ухудшения финансового состояния и потенциальных возможностей восстановления платежеспособности».
Впрочем, сомнительно, что чиновники глубоко вникали в положение дел в компании. Им стоило взглянуть на офис, где зарегистрирован юридический адрес «ВИМ-Авиа». Это обшарпанное одноэтажное строение с одной комнатой, заваленной хламом, и гаражом по соседству, которое находится в небольшом селе в ста километрах от Казани. Как отмечает Пантелеев, после того как скандал с «ВИМ-Авиа» попал в поле зрение Путина, не исключено, что серьезные вопросы зададут надзорным органам, отвечающим за обстановку в отрасли.
Получится ли услышать на них достойные ответы, пока не ясно. Все, что пока придумали чиновники, а конкретно глава Росавиации Александр Нерадько, это поднять цены на билеты на 10 рублей, чтобы создать резерв на случай банкротства перевозчика. То есть снова страховые риски будут покрываться из кармана пассажиров.
Судьба «ВИМ-Авиа» уже решена — Агентство по страхованию вкладов подало заявление о ее банкротстве. Удивительным остается то, что ситуация вокруг компании и пострадавших от ее действий пассажиров стала разрешаться только после вмешательства главы государства. По сути, это говорит то ли о некомпетентности отраслевых чиновников, то ли об их неспособности принимать радикальные решения в отношении игроков рынка. А возможно, даже о личной заинтересованности.