Как отмечает министр Орешкин, заслуга в снижении инфляции в нашей стране принадлежит, главным образом, национальной валюте, курс которой в последнее время, невзирая на прогнозы пессимистов, уверенно держится не только ниже 60, но даже и 58 рублей за доллар. Если такое положение сохранится в ближайшем будущем, то рост цен по итогам года составит менее 3,5%. «Это большой сигнал для ЦБ», — добавляет глава МЭР.
Впрочем, в Банке России, судя по всему, также надеются на подобное развитие событий. Надеются, но верят в это с трудом. Годовые инфляционные ожидания населения, по данным агентства «Инфом», на основе опроса которого ЦБ делает свои выводы, хоть и снизились на 1,2 процентных пункта, тем не менее остаются достаточно высокими — 9,5%.
Еще более печальные выводы делает агентство Bloomberg, согласно опросу которого россияне ожидают к концу 2017 году реальный, а не «бумажный» рост цен на 12%. В принципе, настроение населения можно понять: осенью традиционно следует скачок цен, так как сезонные факторы в виде падения стоимости плодоовощной и прочей летней продукции прекращают свое позитивное воздействие.
Кроме того, смущает и оговорка Орешкина о стабильности нынешнего курса российской валюты как о необходимом условии для снижения инфляции. Глава МЭР с начала года выступал за понижение курса рубля к доллару на 10% для создания необходимых условий для экономического роста. Кроме того, буквально в последний день этого лета ведомство Орешкина презентовало очередной вариант макропрогноза, из которого следует, что к концу года курс «деревянного» упадет до 63 рублей за доллар. Другими словами, стоимость российских денежных знаков за 4 месяца опустится к «зеленому» почти на 5 рублей, то есть примерно на 9%. Вряд ли такая динамика курса поддержит инфляцию на стабильно низком уровне.
«Снижение рубля на 9% в течение четырех месяцев — вполне реальная перспектива. Российской валюте свойственно снижаться в конце года. Правда, можно предположить, что за такой небольшой срок инфляция не сумеет разогнаться. На это ей потребуется 3–6 месяцев. Поэтому проблемы с ростом цен станут головной болью наших чиновников, которую им предстоит решать в 2018 году», — полагает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.
«Есть официальные цифры низкой инфляции, но любой из нас чуть ли не каждый день ходит в магазины и видит совсем другой результат, отличный от расчетов правительства, — отмечает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. — Иногда создается впечатление, что наши чиновники посещают особенные торговые точки, отличные от доступных рядовому населению. Наверное, у власть имущих существует собственная потребительская корзина, которая и дает официальные цифры инфляционных ожиданий». По мнению эксперта, реальный рост цен в России в 2017 году оценивается в 7–8%. В свою очередь, курс нашей национальной валюты во II полугодии может снизиться до 68 рублей за доллар. «Впрочем, ждать повторения валютного кризиса 2014 года, когда стоимость «американца» за считаные месяцы взлетела с 33 почти до 70 рублей, не стоит. Перед президентскими выборами этого никто не допустит», — обнадежил собеседник «МК».