Напомним, что жители Иркутска пили даже не привычную многим алкоголикам настойку боярышника, а жидкость для чистки ванн с одноименным названием, в составе которой оказался ядовитый метиловый спирт. Однако властный гнев после произошедшего в первую очередь обрушился на аптечные настойки. На их продажу ввели серьезные ограничения — не более двух пузырьков в руки. Кроме того, власти решили ограничить объем тары, в которых продаются такие настойки, до 25 мл.
А еще все аптечные настойки с 1 января 2017 года приравняли к обороту алкоголя — их производителям пришлось подключиться к системе ЕГАИС, в которой раньше отчитывались только производители алкоголя и пищевого спирта. Это привело к росту цен на эту продукцию и, соответственно, снижению спроса на нее. Так, по данным аналитического агентства DSM Group, настойка пустырника подорожала примерно на 44,6% за пузырек, а боярышника — на 37,4%. В результате спрос на боярышник упал вдвое.
Но вскоре появились инициативы, связанные со спиртосодержащей продукцией в принципе. К ней относятся и лосьоны, и парфюмерия, и косметика, и лаки, и краски, и бытовая химия, и даже незамерзающая жидкость для чистки автомобильных окон. В Комитете Госдумы по охране здоровья признаются, что такого рода продукцию часто используют в качестве заменителей алкоголя. Член комитета Александр Петров выступает за запрет любых технических жидкостей со спиртом в составе: «Современные технологии позволяют делать их абсолютно «безалкогольными». «Больше всего отравлений спиртным связано именно с техническими жидкостями, например различными стеклоомывателями», — добавляет академик РАМН, член комитета Николай Герасименко.
На федеральном уровне ограничений и запретов решили не вводить, но регионы скоро смогут творить на своих территориях все, что сочтут нужным. Например, вводить ограничения по времени и местам продаж такой продукции (как в случае с алкоголем). А могут и вовсе запретить продавать незамерзайку или духи. Авторы законопроекта (а он внесен депутатами из Башкортостана, где проблема употребления технических жидкостей под видом алкоголя стоит довольно остро) считают, что такие меры помогут не только сохранить здоровье нации, но и сделать ее более духовной. По мнению члена комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Дмитрия Носова, этим вопросом власти должны были озаботиться гораздо раньше: «Многим руководителям регионов приходилось идти на различные хитрости и придумывать схемы, как прекратить торговлю всем этим. Законопроект, одобренный правительством, уже не своевременный, а изрядно запоздавший. В его отсутствие страна потеряла десятки тысяч граждан, умерших от отравления спиртосодержащими жидкостями. Но нужно еще решить проблему с курительными смесями, «спайсами», «крокодилами», аптечными наркотиками. На днях в Дагестане молодой человек, находившийся под воздействием одного из них, протаранил 10 машин. Это страшно».
Тем временем Минэкономразвития предложения о тотальном запрете на продажу непищевых спиртосодержащих жидкостей не поддерживает — ведь при употреблении по назначению никакой опасности они не представляют. А под гребенку запретов может подпасть много чего полезного: парфюмерия и косметика, бытовая химия и средства личной гигиены, стеклоомывающие и противообледенительные средства, лакокрасочные материалы и пр. Остается надеяться лишь на то, что регионы подойдут к реализации своего нового права с изрядной долей разума.
Борьба с «зеленым змием» будет вестись по всем фронтам. Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил вчера о намерении запретить в стране производство и продажу порошкового алкоголя. Готово два законопроекта, один из которых установит запрет на его производство и продажу, а другой введет серьезные штрафы за нарушение этого запрета, сообщил ДАМ на заседании правительства. Кстати, продажу сухого алкоголя пытаются запретить в нашей стране еще с 2015 года.