Известно, что даже произведенные на российских предприятиях кремы и духи на 90% состоят из импортных ингредиентов. «Перевести производство косметической продукции полностью на отечественные рельсы очень проблематично. В условиях открытого рынка и свободного импорта ценовые и иные конкурентные преимущества будут иметь зарубежные предприятия, имеющие налаженные отработанные технологические процедуры и источники сырья должного качества», — отметил ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман.
По его словам, для России подобные программы потребуют организации и финансирования практически «с нуля», учитывая утерянную за многие годы производственную базу ещё советской косметической промышленности. «Кроме того, она даже в лучшие годы не могла конкурировать с зарубежными образцами и существовала лишь при искусственном ограничении импорта. Неоуспехом было бы даже частичное замещение импорта, повышение доли отечественной продукции и сырья до 30-40%», — подытожил он.
Более 70% производителей, которые создают и реализуют декоративную косметику, средства по уходу за кожей и лицом, а так же парфюмерию, используют западные рецепты и, как правило, выпускают все по лицензии пусть и на территории России. Произвести аналогичную продукцию не получится, так как в РФ нет возможности использовать нужные ингредиенты: отдушки, эфирные масла и прочие компоненты. «Даже полное технологическое оснащение быстро этот тренд не переломит, — считает аналитик «Алор брокер» Кирилл Яковенко. — В России практически не существует в необходимом объеме, который потребует отрасль, технологических возможностей по сбору и обработке необходимых компонентов».
Сейчас, по словам экспертов, оборот российского рынка парфюмерии и косметики составляет порядка 700 млрд рублей, при этом лишь 35% от всей производимой и продаваемой косметики – от отечественного производителя.
Парфюмерно-косметический рынок — огромен. В нем существует устоявшейся система поставок. Речь также идет о средствах для лица и тела, так как они влияют на здоровье человека. К сырью производители относятся очень скрупулёзно. Элементарная основа для большинства косметики закупается за границей: она имеет более высокое качество и ряд необходимой документации чего нет в РФ.
«Придется форматировать техдокументацию предприятий и разрабатывать новые рецепты, а также искать поставщиков внутри страны, — подчеркивает Яковенко. — На все это потребуется не менее 5 лет. И вряд ли в России так быстро смогут начать производить необходимые глицерин и мочевину, что является основой для большинства косметики. Но заменить экстракты и эфирные масла вполне реально».
Аналитики считают, что развить парфюмерно-косметическое направление и наладить производство эфирных масел и экстрактов можно, например, в Крыму, Краснодарском крае и дальнем Востоке. Однако оценить сколько средств понадобится на масштабную замену сырья никто не решается. «Помощь государства будет не полной, скорее будут привлекаться инвесторы», — предположил аналитик «Алор брокер». По его мнению, стоимость косметики и парфюма может вырасти на 10-15%.