История угольной отрасли России берет свое начало в конце XVII века с обнаружения запасов каменного угля у реки Донец. Промышленное освоение недр началось при Петре I. После его «Приказа рудокопных дел» были открыты угольные месторождения на Кузбассе, Донбассе и в Подмосковье. Датой рождения горного дела принято считать 1722 год, когда в низовьях Дона было открыто первое угледобывающее предприятие. Угледобыча в России идет уже 295 лет.
Крупнейшим донским предпринимателем являлся Иван Иловайский (1831–1883), создавший «Съезд горнопромышленников Юга России». Еще один известный «угольный барон» Российской империи, Алексей Алчевский (1835-1901), одним из первых привлек солидный бельгийский капитал для строительства на Донбассе новых шахт и металлургических заводов. Заметный вклад в развитие горного дела внесли братья Дмитрий и Николай Пастуховы, первые в России освоившие выпуск углеподъемных паровых машин. Одна из таких машин была установлена в 1907 году на шахте «Елпидифор» в городе Шахты Ростовской области (бывший Александровск-Грушевский) и проработала без сбоев почти сто лет до самого закрытия предприятия в 1995 году.
В Кузнецком угольном бассейне тон задавал Лев Михельсон (1861–1919). В 1895 году царское правительство решилось на разведку угольных полей на Кольчугинском и Кемеровском месторождениях. Для этих целей нужно было построить железнодорожную ветку от Кольчугина до станции Болотной, чтобы вывозить на Сибирскую магистраль до 160 тыс. тонн угля. Но на постройку железной дороги денег у казны не было. И здесь на помощь пришел предприниматель и адвокат Михельсон. В 1897 году юрист становится единственным владельцем Судженских копей (Судкопа), практически монополизировав все подряды на поставки каменного угля Сибирской железной дороге. В XX столетие Россия вступила с отличными показателями. Страна уверенно вошла в первую десятку ведущих, промышленно развитых стран. По объемам угледобычи она в 1900 году занимала седьмое место, уступая только Великобритании, США, Франции, Австро-Венгрии и Бельгии. Это был впечатляющий прогресс: российские угледобытчики выдавали на-гора 16 млн т угля. В 53 раза больше, чем в 1860 году!
Первая мировая война, а затем революция в России нанесли серьезный урон угольной отрасли. В 1922-м, в год образования СССР, в стране было добыто 11,3 млн т угля — это не могло обеспечить даже минимальные потребности для восстановления народного хозяйства.
Новый виток развития горного дела начался в 1921 году после принятия Государственного плана электрификации России. По плану
ГОЭЛРО до 1930 года нужно было восстановить разрушенные угольные шахты, построить более 50 новых шахт и довести в 1935 году добычу угля до 62,3 млн тонн.
В 30-е страна превратилась в гигантскую строительную площадку. Все, от мала до велика, знали слова «Турксиб», «Днепрогэс», «Магнитка», «Уралмаш». Угольная отрасль обеспечивает индустриальный рост, снабжая промышленность сталью и электроэнергией.
Растет востребованность и престиж шахтерской профессии. Знаковым для всей страны стало 31 августа 1935 года. В этот день простой рабочий парень Алексей Стаханов со своей бригадой перевыполнил существовавшую тогда норму добычи угля почти в 15 раз. Подвиг горняка получил широкую огласку, а бьющих трудовые рекорды работников по всей стране стали называть «стахановцами».
Огромные заслуги угольщиков в период форсированной индустриализации, Великой Отечественной войны и послевоенного развития оценили по достоинству. 10 сентября 1947 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ об установлении ежегодного всенародного праздника День шахтера, который по традиции отмечается в последнее воскресенье августа.
В 1966 году с появлением комплексно-механизированных очистных забоев создаются бригады. После этого шахтеры начали выдавать на-гора топливо ударными темпами. Многим бригадирам было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а троим из них — Ивану Стрельченко с шахты «Трудовская» (Западный Донбасс), Михаилу Чиху с шахты «Майская» (Восточный Донбасс) и Егору Дроздецкому с шахты «Нагорная» (Кузбасс) — это звание было присвоено дважды.
В конце 1980-х годов темпы развития угольной отрасли в СССР стали замедляться в связи с ухудшившейся макроэкономической конъюнктурой; сокращением использования угля из-за роста потребления более дешевого природного газа (так называемая «газовая пауза»); сильной изношенностью материально-технической базы. Началось падение эффективности, появилось большое количество нерентабельных шахт, снизился уровень жизни шахтеров. К 1993 году объем угледобычи в стране упал до уровня 1947 года, а доходы от продажи угля (1,5 трлн руб.) оказались меньше бюджетных средств, выделенных государством для поддержки отрасли (2,1 трлн руб.).
Перед государством встала цель по восстановлению рентабельности отрасли. И в 1992 году стартовала реструктуризация угольной отрасли. В ее рамках было закрыто 188 убыточных шахт и 15 угольных разрезов. На следующем этапе, в 1998–2004 годах, началась масштабная приватизация работающих шахт и разрезов. В результате к началу 2000-х отрасль стала полностью частной и перешла на конкурентные отношения, став независимой от государственных дотаций.
Большую роль в возрождении отрасли сыграл кузбасский губернатор Аман Тулеев. Возглавив Кемеровскую область в 1997 году, он активно общался с шахтерами, собственниками угольных компаний, отстаивал интересы отрасли на всех уровнях. Усилиями Тулеева в регионе была снята социальная и экономическая напряженность, а Кузбасс стал признанной шахтерской столицей. Сегодня около 120 шахт и разрезов добывают здесь почти 60% отечественного угля.
На территории страны расположено 22 угольных бассейна и 129 отдельных месторождений. Наиболее перспективными по запасам, качеству углей и горнотехническим возможностям являются предприятия Кузнецкого угольного бассейна, разрезы Канско-Ачинского бассейна, Восточной Сибири и Дальнего Востока. В целом российские угли отличает высокое качество.
Лидером угольной отрасли является АО «Сибирская угольная энергетическая компания». Сегодня СУЭК входит в элитный список мировых угольно-энергетических компаний с годовым объемом добычи свыше 100 млн тонн. На этом рынке также прочные позиции удерживают компании: УК «Кузбассразрезуголь» (угольная «дочка» УГМК), «СДС-уголь», «Русский уголь», «Кузбасская топливная компания», «Востсибуголь» (угольный дивизион холдинга «En+ Group»), «Каракан Инвест» и др.
На рынке коксующегося угля ведущее место заняли компании «Евраз» («Распадская», «Южкузбассуголь», «Межегейуголь», «Южкокс»), «Мечел» («Южный Кузбасс», «Якутуголь», «Эльгауголь»), «Северсталь» («Воркутауголь») и др.
За последние два десятилетия российская угольная отрасль прошла сквозь пару мировых экономических кризисов и растянувшееся на несколько лет ценовое дно на мировом рынке. Однако даже эти ситуации отечественные угольщики стараются использовать для роста — не останавливают инвестиционные программы и активно борются за доли на наиболее привлекательных зарубежных рынках.
Российские горняки последовательно увеличивают свою долю на мировом топливном рынке. В 2016 году добыча угля в РФ достигла 385,7 млн т (+3,1% к 2015 году), из них 72,9% — открытым способом. По данным BP, по разведанным запасам угля Россия с долей 14,1% занимает третье место в мире, пропустив вперед США и Китай. При этом наша страна по добыче в мире расположилась на шестом месте с долей в 5,2%. По экспорту энергетических углей Россия находится на третьем месте в мире с долей 14,3%, по экспорту коксующихся — на пятом (7,0%).
Чтобы успешно конкурировать на мировых рынках, российские угольные компании модернизируют производство, повышают производительность, сокращают транспортные издержки. Одно из важных направлений — обогащение угля для снижения его зольности и повышения калорийности — именно такой чистый продукт наиболее востребован на международном рынке. Генеральный директор АО «СУЭК» Владимир Рашевский отмечает, что спрос на более качественные угли продолжает расти. И, по всем прогнозам, рост потребления таких углей сохранится и в дальнейшем. В том числе, на их использование ориентируются азиатские страны, активно развивающие современную и эффективную угольную энергогенерацию. Поэтому так важно предлагать на рынок именно обогащенный уголь, Кроме того, для российских угольщиков критически важна экономия транспортных затрат из-за больших расстояний до портов. «Надо везти не тонны, а калории», — уверен Рашевский. По прогнозу Международного энергетического агентства, угольная генерация электроэнергии к 2040 году возрастет приблизительно на 24%. Ожидается, что спрос на энергетический уголь вырастет на 75–90 млн тонн к 2025 году. В основном рост обеспечат страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Угольная энергетика, в первую очередь для развивающихся стран, — самый доступный и экономически эффективный способ обеспечить развитие экономики. Так что российским шахтерам работы хватит еще надолго.