По мнению Владимира Чижова, в первоначальном варианте законопроекта по введению новых санкций против России, которые Вашингтон предоставил в ЕС, содержатся несоответствия, позволяющие трактовать его по-разному.
Во-первых, в статье, связанной со строительством российских газопроводов, которые якобы могут привести к полной зависимости Европы от энергоресурсов нашей страны, по словам Владимира Чижова, отмечено, что главы европейских государств не «должны», а только «могут» принимать к сведению и совершать соответствующие шаги по сдерживанию Москвы от дальнейшего завоевания европейского энергетического пространства.
Во-вторых, по словам постпреда, в итоговом варианте предложения Вашингтона в ЕС планка допустимого российского участия в международных энергетических проектах была повышена с 10% до 33%. «Это вывело часть соглашений из-под действия закона. Конечно, это не относится к «Северному потоку - 2» и другим потенциальным нашим крупным задумкам», — отмечает Чижов.
Под эти критерии попадает довольно много проектов, которые наши государственные или частные компании осуществляют за рубежом. Это и возрождение русской аквакультуры в Норвегии, и спонсирование горнодобывающих рудников в ЮАР, и экспериментальная реконструкция нефтеперерабатывающих заводов в Восточной Европе, и многое другое. Проектов, где задействовала Россия в качестве значимого, однако не основного партнера, сотни тысяч.
Но нашу страну, с точки зрения геополитического противостояния с США, сейчас интересует, главным образом, только один проект — «Северный поток - 2». Если европейцы, вопреки потугам Вашингтона, не будут препятствовать завершению строительства этого газопровода, то уже к 2019-2020 годам на рынок Старого Света может прийти до 55 млрд кубометров дополнительных объемов российского экспортного газа. Это вполне возможно, так как обещанные инвестиции европейских компаний в данный проект составляют около $5 млрд. Американское сжиженное «голубое топливо», которым Вашингтон рассчитывает насытить Европу, окажется дороже и его поставки будут нестабильными в связи с длинным морским плечом транспортировки.
Тем не менее, по словам старшего аналитика «Альпари» Романа Ткачука, причины для беспокойства у России все равно остаются. С одной стороны, разрыв отношений нашей страны с Европой по текущим энергетическим проектам, особенно, в нефтегазовой сфере, для западноевропейских компаний сопряжен с серьезными финансовыми потерями. «Россия для Европы — крупный и надежный торговый партнер, поэтому обрывать деловые связи экономически нецелесообразно. Главный риск для России — переориентация Европы через несколько лет на американский газ. Однако на сегодня его себестоимость заметно выше, чем у «Газпрома», поэтому у России существует преимущество», — полагает аналитик.
Правда, европейцы могут использовать элемент давления на нашу страну. Энергетическая игра с Москвой продолжится и не исключено, что Брюссель станет настаивать на преференциях - начиная от скидок на топливо и заканчивая инвестиционными условиями вхождения в «Северный поток - 2». В связи с этим, Роман Ткачук вспомнил одну из бессмертных цитат Виктора Черномырдина, успевшего послуживший государству и в качестве главы «Газпрома», и в должности председателя: «Главное сначала построить, а потом разберемся, как использовать».