Декларируемая цель Минфина США — изъять со свободного рынка колоссальный, на полтриллиона, объем долларовой ликвидности, а также привлечь деньги инвесторов в свою экономику. На первый взгляд, это оправдано. Стоимость доллара по отношению к ближайшим конкурентам, например, к европейской валюте, падает. В начале августа курс евро показал максимальное укрепление к доллару более чем за два с половиной года (+0,83%, до $1,19 за евро). Кроме того, Федеральная резервная система США не спешит с принятием очередного решения об увеличении процентной ставки, что привело бы к росту курса доллара.
С одной стороны, Вашингтону волноваться о возможном обрушении американской валюты не стоит. В пользу этого говорит и тот факт, что последняя статистика рынка труда в США оказалась хоть и ниже ожиданий, но вполне позитивной.
С другой - негатива тоже хватает. Как полагают эксперты, сохраняющиеся политические разногласия внутри США, которые, главным образом, касаются расследования в отношении вмешательства России в выборы американского президента, не позволяют Дональду Трампу реализовать программу экономического роста — в частности, полностью снять ограничения на добычу углеводородов; отменить условия медицинской страховки, введенные Бараком Обамой; ввести протекционизм в отношении произведенных внутри страны товаров.
По мнению ведущего аналитика AMarkets Артема Деева, ультрамягкая монетарная политика ФРС (ведомство Джаннет Йеллен повысило с декабря процентную ставку с 0,25-5% до 1-1,25% ) негативно сказывается на американской экономике и стимулирует появление финансовых пузырей и дисбалансов. «Из-за этого и было принято решение о масштабном изъятии ликвидности с рынка», — полагает эксперт.
Как считает замгендиректора «ФИНАМа» Ярослав Кабаков, решение о выпуске облигаций действительно обусловлено внутренним экономическим состоянием США. «Нужно четко понимать грань между бюджетной политикой Вашингтона и действиями ФРС. Выпуски облигаций Казначейства США — рост госдолга страны. Если американцы считают, что могут по ним расплатиться, то инвесторы им верят. И дефолта по таким бумагам пока не было, поэтому это вполне надежная бумага», — считает аналитик.
Вместе с этим, по мнению Деева, такая мера резко спровоцирует укрепление доллара. «Курс рубля продолжит ослабление и, не исключено, что к IV кварталу «американец» достигнет 66 рублей», — прогнозирует эксперт.
И это еще оптимистический сценарий! Если и другие аккумуляторы давления на курс российской валюты также сработают — желание российских властей снизить стоимость рубля, чтобы извлечь дополнительные доходы для казны от обмена валюты, отсутствие между ОПЕК и другими странами-экспортерами полноценного согласия по поводу продолжения «заморозки» добычи нефти, а также падение переработки в странах-импортерах, таких как Китай, - то уход доллара за пределы 70 рублей уже к середине осени неизбежен.
Впрочем, остается небольшая надежда, что доллар, хоть и надломит рублевый курс, но не сможет окончательно скинуть его в яму валютных отбросов.
«Помимо действий Казначейства США, на рынках остается достаточное количество факторов, способных перебороть эффект от подобных эмиссий. Такое размещения может и не затронуть рубль - во всяком случае, сильно. Если полученные деньги Вашингтон направит на финансирование инфраструктурных проектов в Соединенных Штатах, повысив тем самым спрос на сырье и энергию, то негативный эффект будет нивелирован», - полагает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. По его мнению, у американского Белого Дома остается в запасе козырь в виде повышения процентной ставки. «Если ФРС увеличит этот показатель, то российской нацвалюте выйти за пределы 67 рублей за доллар и 80 рублей за евро будет крайне сложно», — полагает эксперт.