Наша вопиющая финансовая неграмотность иногда просто потрясает. Так, по данным специалистов, более 40% — т.е. около половины! — россиян твердо убеждены, что, чем выше доходность предложений банка, тем с меньшим риском это связано. Поэтому банк, предлагающий 60%, по их разумению, силен и стабилен, а тот, что предлагает доходность в 4,5% — слаб и вот-вот обанкротится, хотя на самом деле все как раз наоборот.
— Работая каждый день с жалобами потребителей, мы видим непонимание нашими гражданами самих основ функционирования финансового рынка и его отдельных пластов. В прошлом году, например, мы получили 300 тысяч таких жалоб, и до половины из них, проистекая из этого незнания, являются невынужденными ошибками, — констатировал глава службы по защите прав потребителей финансовых услуг Центробанка России Михаил Мамута.
Правда, все это в основном про взрослых. Что же касается подростков, то надо признать: наши результаты исследований PISA в последнее время улучшились по всем направлениям, будь то математическая, естественнонаучная или читательская грамотность. Однако столь резкий прорыв, как улучшение показателей в 1,5 раза, наблюдается лишь в сфере грамотности финансовой, где по итогам прошлого, 2012 года, исследования, уровень наших школьников был ниже среднестатистического, а ныне его превысил.
СПРАВКА «МК»
По оценке специалистов, портрет российского школьника с наилучшими результатами по финансовой грамотности таков. Ему нравится читать, в том числе книги по финансам; он понимает важность изучения вопросов финансовой грамотности и не удовлетворен своими нынешними познаниями в этой области; легко принимает самостоятельные решения; имеет собственный опыт приобретения товаров или накопления средств; не боится нового. Портрет лучшей школы, где обучают финграмотности, главным образом, определяют два момента: преподавание этой премудрости началось не менее двух лет назад, а учителя, которые ведут эти занятия, предварительно повысили собственную финграмотность.
Впереди России оказались лишь Китай, Бельгия и Канада. Причем, если все эти страны тестировали только часть своих территорий, притом — как, скажем, в том же Китае — наиболее продвинутых в финансовом плане, то Россию представляла практически вся страна. В чем же причина такого успеха?
Конечно, важную роль сыграли целенаправленные занятия с учащимися по ликвидации финансовой безграмотности в школе. При этом особенно важно, подчеркнула координатор проекта финансовой грамотности в России Анна Зеленцова, что этот предмет был выделен в отдельный курс.
Австралия, например, пошла по другому пути, включив финансовые сюжеты в разные предметы, от математики до аналога российского обществознания. И, оставаясь в целом на вполне приличном уровне, снизила свои показатели финансовой грамотности школьников, пропустив вперед нашу страну. «Нам нельзя повторять эти ошибки и останавливаться на достигнутом, — подчеркнула Зеленцова. — И особое внимание надо обратить на школы с низкими результатами».
В частности, предлагается дополнить уроки финграмотности внешкольными занятиями с использованием практики и методик лучших преподавателей. При этом особое внимание надо обратить на темы, где наши школьники слабее своих зарубежных сверстников. И среди них, между прочим, такие архиважные, как электронное мошенничество, перед которым наши ребята, если ориентироваться на их ответы, практически беззащитны, и цифровая безопасность.
Хуже нам даются и тесты, не связанные с какой-то непосредственной жизненной ситуацией или касающиеся более долгосрочных вопросов — например, образования. Причина очевидна. Во многих российских семьях, подчеркнула Зеленцова, «продолжение образования после школы считается заботой взрослых: ты, мол, только сдай ЕГЭ, а остальное наше дело. И подростки не думают о том, как образование влияет на их карьеру и всю дальнейшую жизнь. Не умеют наши школьники и аргументировать свое мнение: привыкли, что у нас есть лишь один правильный ответ. Так что к новому году нужно подготовить материалы по всем этим вопросам».
«Успехи успехами, но не стоит переоценивать чисто образовательный аспект улучшения ситуации, — предостерегает зам. главы Центра социально-гуманитарного образования РАО Елена Рутковская. — Многое дала школьникам не учеба, а социальная жизнь». Так, очень важным в улучшении показателей российских школьников оказался «родительский» фактор: исследования подтвердили, что, чем чаще ребята беседуют на финансовые темы с мамами и папами, тем выше их результаты. Многое зависит и от личности учителей: наилучшие результаты дают те из них, кто отказался от устаревшей роли «трансляторов» готовых знаний, сконцентрировавшись вместо того на обучении школьников поиску информации и на формировании у них практических навыков.
Воистину — начни с себя, учитель!