Конечно, можно бросить упрек властям в том, что практически троекратное (за неполные полтора года) снижение инфляции произошло лишь потому, что резко обеднело население, неспособное больше предъявлять платежеспособный спрос на потребительском рынке. Однако, как говорят в спорте, результат на табло 4,1%, и до вожделенной круглой четверки осталось сделать крохотный шажочек в едва уловимую десятую долю процента.
Но совершить его в первый месяц лета так и не удалось. Пять последних недель, согласно выкладкам Росстата, средняя инфляция в стране прибавляла по 0,1%. А значит, годовая инфляция откатилась от плановых 4% еще на полпроцента.
При этом представители наших денежных властей сохраняют завидный оптимизм и утверждают, что до конца года план по инфляции будет не только выполнен, но и перевыполнен: к 31 декабря мы увидим рост цен не более 3,8%. Но, чтобы подобное произошло, в ближайшие месяцы инфляция должна не просто замереть на нуле — должна случиться дефляция, то есть цены обязаны падать.
Между тем предпосылок для этого крайне мало. Напомним, что с 1 июля правительство подняло тарифы на услуги ЖКХ (электричество, газ, тепло и прочее) — в среднем на 4% по стране. Эти тарифы традиционно играют роль «спускового крючка» для инфляции — ведь они входят в себестоимость абсолютно всех товаров и услуг. Власти на этот спусковой крючок в очередной раз нажали, и нет никаких оснований считать, что выстрел окажется холостой. Естественно, производители и продавцы переложат свои дополнительные расходы на покупателей, включив их в цены товаров и услуг, которые, разумеется, тут же вырастут.
Возможно, власти, планируя дефляцию, уповают на то, что в июле-августе цены на сезонные продукты питания — в особенности фрукты и овощи — как правило, падают до самого низкого в году уровня. Действительно, так оно обычно и бывает. Но как раз в этом году намечается малоприятное исключение из этого правила, «благодарить» за которое следует аномально холодную и дождливую погоду в конце весны и начале лета, которая отодвинула дату появления раннего урожая. Погодный фактор, как подсчитали в Минэкономразвития, поспособствовал отклонению инфляции в большую сторону от прогноза на 0,1–0,2 процентных пункта.
И вовсе не случайно продукты питания в этом году дорожают опережающими темпами. Если с начала года потребительские цены выросли на 2,1%, то, скажем, белокочанная капуста подорожала за тот же период на 12,1%, морковь — на 4,9%, яблоки — на 3,5%. А минимальный набор продуктов питания в России прибавил в цене с января по май 9,4%.
Словом, никаких предпосылок для дальнейшего торможения инфляции не видно, зато факторов ее ускорения хватает. Конечно, кто-то скажет, что волноваться по этому поводу и высчитывать с микроскопом каждую долю процента не стоит. Мол, за первые пять месяцев 2015 года инфляция составляла 8,9%, а за тот же период 2017 го — 2,1%. О чем тут вообще говорить — прогресс налицо!
Так-то оно так, да не совсем: проблема в продолжающемся месяц за месяцем вот уже четвертый год подряд падении реальных доходов населения, которые в мае снизились на 4,8% (и это после апрельского провала на 7,6%). Вообще же по уровню реальных доходов россияне оказались отброшены в кризисный 2009 год.
У людей катастрофически не хватает денег даже на самые насущные нужды. И это наглядно продемонстрировал свежий опрос ВЦИОМ — кстати, социологической службы, которую считают «провластной». Но даже она зафиксировала, что каждому десятому россиянину не хватает денег на еду, а практически каждому третьему (29%) — на одежду. Последний раз столь ужасающая картина была все в том же пресловутом 2009-м.
А это значит, что для миллионов наших соотечественников новый рост потребительских цен, пусть даже на какие-то доли процента, становится вопросом элементарного выживания.
Читайте материал: "Названы продукты, катастрофически подорожавшие в России"