Чиновники «профукали» почти триллион из бюджета: данные Счетной палаты ошарашивают

Неэффективность расходов растет пропорционально кризису

Ежегодно в начале лета Счетная палата озвучивает официальные цифры наших финансовых потерь за минувший год.

Председатель Счетной палаты выступает в Госдуме перед депутатами и объявляет, сколько денег из госбюджета было профукано, пущено на ветер или потрачено не так, как следовало.

Итоги потерь по 2016 году председатель Счетной палаты Татьяна Голикова объявила на прошлой неделе: 965,8 млрд руб. Это на 87% больше того, что профукивалось в 2015-м и 2014 годах.

Неэффективность расходов растет пропорционально кризису

В 2014-м и 2015 годах мы теряли примерно по 500 млрд бюджетных рублей. В 2016-м государственные структуры профукали почти триллион. Приблизительно 6% всего государственного бюджета.

Первые лица государства постоянно заявляют о необходимости повышать эффективность бюджетных расходов. Президент Путин два года назад даже издавал специальные поручения на сей счет.

Но эта самая эффективность только падает. Причем резко. За один год — почти вдвое.

Общая сумма потраченных с нарушениями бюджетных средств, объявленная Голиковой, выводится на основании проверок ГРБС — главных распорядителей бюджетных средств, то есть федеральных министерств и ведомств.

Итоги этих проверок Счетная палата начала подводить в мае, часть отчетов опубликована. Из этих отчетов хорошо видно, каким образом бюджетные деньги профукиваются.

Росмолодежь неправомерно израсходовала 4,9 млн руб. на информатизацию и на 3 млн заключила договора на медицинское страхование для своих сотрудников по высшим категориям «Топ», «Бизнес» и «Стандарт», хотя «указанные расходы не относятся к расходным обязательствам федеральных органов исполнительной власти».

Минкомсвязь — нарушения на 50,252 млн. Из них 1 млн неправомерно потрачен на информатизацию.

Бюджетная отчетность Минвостокразвития признана недостоверной. В бухгалтерском учете аудиторы не обнаружили 8 земельных участков на сумму 1,6 млрд, которые министерство передало в аренду акционерным обществам, и программное обеспечение, купленное министерством за 2,1 млн руб.

МВД — нарушения на 6 млрд 823 млн. Тут тоже самой неэффективной оказалась информатизация. В нарушение правил, установленных специальным постановлением правительства, почти 40 контрактов было заключено до принятия Плана информатизации МВД. Хотя должно быть наоборот.

В Минюсте сверх установленной численности создано Управление транспортного обеспечения, штат — 80 человек. В 2016 году на их зарплату ушло 59 млн. На информатизацию неправомерно потрачено 45,3 млн. Бюджетная и бухгалтерская отчетность недостоверны. Всего за 2016 год выявлено нарушений на 126 млн 469 тыс. руб.

7 из 11 объектов капстроительства, строящихся за счет средств, выделенных Министерству культуры, не введены в эксплуатацию (Музей-заповедник на Соловках, парк «Александрия», ансамбль-памятник «Летний сад» и Домик Петра I, здание для Омского музея изобразительных искусств, комплекс «Омская крепость», Центр культурного развития в Каргополе). Не введены в эксплуатацию два объекта, ввод которых предусматривался в 2015 г. (театрально-художественные мастерские в Москве и Курский госцирк). За 2016 год объем недостроя увеличился на 22% и составил 50,3 млрд руб. Бюджетная отчетность министерства признана недостоверной. Нарушения выявлены на 473 млн. 189 тыс.

Объем недостроя Федеральной службы судебных приставов — 324 млн руб. 543,7 млн потрачено на информатизацию в отсутствие утвержденного плана информатизации. Всего нарушения на 770 млн 403 тыс. руб.

ФСИН потратила на проектно-сметную документацию 0,9 млрд руб., но ее даже не востребовала. Не завершено строительство двух следственных изоляторов «по европейским» нормативам — в Питере и Белореченске. Доходы от труда заключенных переводились в коммерческие банки, а не на счета получателей бюджетных средств. Бюджетная отчетность недостоверна. Всего обнаружено нарушений на 3 млрд 455 млн.

Центральный аппарат ФАС нарушал правила госзакупок на всех этапах. Заместителям директора ФАС были выплачены компенсации за отказ от пользования служебным автомобилем в общей сумме 1,13 млн руб. за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзаказа. За счет субсидии на госзаказ антимонопольщики еще и накупили страховок КАСКО на свои машины — на 1,62 млн. Всего выявлено нарушений на 31 млн.

Общий объем финансовых нарушений в Росимуществе составил 2,5 млрд руб. Бюджетная отчетность недостоверна. «Выявлены факты непринятия мер по защите имущественных интересов РФ, занижения ставок арендной платы, неоформления аренды на земельные участки, негативно влияющие на доходы федерального бюджета».

Обобщенной суммы нарушений у Минобрнауки Счетная палата не дает, но потери, по всей видимости, огромные, потому что нарушений — масса, причем откровенно наглых. Например, с грантами.

Приказом президента установлено, что 2400 студентов с выдающимися способностями должны ежегодно получать президентские гранты. Но Минобрнауки решило, что в 2016 году только 1172 студентов достойны грантов. На то, чтоб их выплатить, из бюджета было выделено 384 млн руб. Но даже эти деньги Минобрнауки зажало. Выдающиеся способности в итоге получили меньше трети положенного — всего 102,8 млн.

У Россвязи нарушений на 6,1 млрд руб. Федеральное агентство взяло на себя бюджетные обязательства перед ПАО «Ростелеком», превышающие лимиты на такую примерно сумму.

Ростуризм не завершил ни одного из 16 туристическо-рекреационных кластеров, запланированных Федеральной целевой программой. Всего выявлено нарушений на 2 млрд 395 тыс.

У Росжелдора нарушений за 2016 год — на 26 млн руб. Разработанная по заказу ведомства за 4 млрд проектная документация восемь лет валяется невостребованной — на мост через реку Лену в районе Якутска и на строительство железной дороги Полуночное—Салехард.

Подведомственные Минэнерго предприятия сдавали государственные площади и здания в аренду частным фирмам. В здании ФГУП «Хозрасчетная автобаза» Минпромэнерго РФ, например, работает теперь коммерческий автосервис.

Достоверность бюджетной отчетности Минстроя не подтверждена в части вложений в недостроенные объекты на сумму 3,7 млрд. Прочих нарушений выявлено на 295 млн рублей.

Минтранс в 2016 году развернулся в Крыму. Там действует программа некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта и электричек. Для ее реализации создана ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания». Выделенные на программу 4,9 млрд руб. ПАО положила в банк. Они ей принесли доход 536 млн. Но за это время цены на базовые модели автобусов и маршруток, которые предполагалось покупать по программе, выросли на 40%. И в результате ПАО смогло купить только 441 единицу техники вместо 885, как было запланировано. Тех денег, что ей были выделены из госбюджета, больше ни на что не хватило.

Минсельхоз не обеспечил половины показателей программы развития сельского хозяйства. Установлена недостоверность бухгалтерской отчетности. Нарушений — на 90 млн.

У Рослесхоза выявлено нарушений на 1 млрд 211 млн. В подведомственном ему ФГБУ «Рослесинфорг» зарплата руководителя в 7,73 раза превышала среднюю зарплату работников — на 1,1 млн руб. (!)

Доходы Роснедр за 2016 год — 54,8 млрд руб. Потрачены эти деньги на что угодно, только не на «воспроизводство минерально-сырьевой базы и геологическое изучение недр». Из 94 показателей госпрограммы не достигнуты 68 — в частности, 15 из 16 показателей по приросту ресурсов и запасов углеводородного сырья и 48 из 53 показателей по твердым полезным ископаемым.

Росприроднадзор купил за 1,8 млн беспилотный летательный комплекс самолетного типа для «контрольно-надзорной деятельности на Байкальской территории». Его отвезли в Москву, в центральный аппарат ведомства, по назначению он не используется.

Нарушения в расходовании бюджетных средств у Росреестра — на 1 млрд. 469 тыс.

У Минприроды нарушений на 75,1 млн руб.

У Росводресурсов — на 503 млн.

У Росрыболовства — на 97,4 млн.

Список этот можно продолжать и продолжать.

Но весь он — про одно и то же. Про то, как государственные люди безответственно обращались с нашими деньгами в 2016 году и пускали их на ветер.

* * *

Счетная палата проверяет финансовые документы: сколько пришло денег и сколько ушло. Если в документах не сходятся цифры или не соблюдены правила, регламентирующие те или иные бюджетные расходы, она фиксирует нарушения. Целесообразность самих этих расходов и конечный результат, в который они воплотились, не проверяются.

Пример — информатизация. Счетная палата чуть ли не во всех ведомствах отмечает неправомерные миллионные расходы. Потому что сначала нужно было утвердить План информатизации ведомства, а потом тратить на нее деньги. А делалось все наоборот. Поэтому Счетная палата усматривает нарушение в расходовании бюджетных средств.

Аудиторы, однако, не проверяют, да и не могут проверить, что конкретно было сделано на эти неправомерные расходы. Стоило оно таких денег? Или не стоило, и на деле информатизация вышла самая примитивная — работает через пень-колоду, претензий масса, и если поговорить со специалистами, выяснится, что такой же объем работ выполняется втрое дешевле?

Другой пример — объекты капстроительства. Счетная палата не проверяет, какие стройматериалы были для них куплены — те, что указаны в документах ведомства, или какие-то другие? И толщину стен этого объекта она не измеряет. И площадь. А там все может быть совсем не так, на этих объектах, как указано в финансовых документах, где формально все цифры сходятся. Даже не может быть, а скорее всего — не так.

Или еще пример — НИОКР.

Министерство, скажем, спорта заказывает научные исследования каких-то супер-пупер-тренировочных стратегий. Откуда аудитору знать, нужны такие исследования или это полная лажа, никаких супер-пупер-стратегий не существует? Если такое исследование заказано по всем правилам госзакупок и оплачено по бюджетной статье на НИОКР, он никаких нарушений не отмечает.

В реальности неэффективные траты бюджета гораздо выше цифр Счетной палаты. «Умножай на пять», — посоветовали «МК» сотрудники одного из федеральных ведомств, отметив, что это шутка, конечно, но в каждой шутке есть чья-то доля, да.

Неэффективные расходы — мутная вода, в которой чиновники ловят рыбу.

Они ее для того и мутят, чтоб той или иной схемой часть бюджетных денег перенаправить себе в карман.

Тот факт, что в 2016 году неэффективные расходы бюджета выросли почти вдвое, скорее всего объясняется тем, что государственные люди наконец ощутили на собственном кармане рост курса доллара.

В 2014 году доллар стоил 32–33 рубля, осенью стал расти, в декабре подошел к 57–60 рублям и с тех пор там и остается. То есть с конца 2014 года он вырос примерно на 87%.

Соответственно, и чиновникам, которые отщипывают от бюджета средства, приходится отщипывать на 87% больше, чтоб поддерживать привычный свой уровень благосостояния.

Они ведь деньги свои не в России тратят. Да и в России цены тоже выросли пропорционально падению рубля. Так что хочешь не хочешь, а неэффективность пришлось наращивать.

В 2015 году еще действовала сила инерции. Государственные люди держались на старых запасах, оставалась надежда, что рубль отыграет позиции. Но в 2016-м отступать уже было некогда. Чиновникам стало ясно, что рубль упал надолго, и прежние 500 млрд неэффективных бюджетных расходов эффективно подтянулись к триллиону.

Хорошая новость — в том, что они не стали забирать из госбюджета больше той суммы в твердой валюте, которую брали прежде.

Берут ровно столько же. По-честному. Им лишнего не надо.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27430 от 30 июня 2017

Заголовок в газете: Чиновникам лишнего не надо

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру