В России решили ввести запрет на дешевое вино

До конца 2017 года Минфин установит минимально возможную цену

В России до конца 2017 года установят минимальную розничную цену (МРЦ) на вино и винные напитки. МРЦ на шампанское, которая составляет 164 руб., будет проиндексирована. По мнению виноделов, инициатива в разы уменьшит долю фальсификата. Защитники прав потребителей, напротив, считают, что мера направлена на латание бюджетных дыр за счет алкогольных пристрастий граждан. Реки контрафактного спиртного нововведение не остановит.

До конца 2017 года Минфин установит минимально возможную цену

Минфин планирует до конца текущего года ввести минимальные цены на спиртосодержащие напитки крепостью от 1,5 до 22 градусов, в составе которых не менее 50% виноматериалов, сообщили СМИ со ссылкой на источник в министерстве. Пока ведомство не определилось с размером МРЦ.

С инициативой установить «минималку» на вино Минсельхоз выступил еще в феврале 2017 года. В аграрном ведомстве считают, что это позволит очистить рынок от поддельных напитков. Тогда речь шла о возможности введения минимальной стоимости в 200–250 рублей за бутылку 0,75 литра. Позже, в процессе длительных обсуждений, остановились на цене не более 200 рублей. Отметим, что в ходе закончившегося на днях Петербургского экономического форума глава Минсельхоза Александр Ткачев рассказал журналистам, что предложение не нашло поддержки в других министерствах. Тем не менее утечка из Минфина свидетельствует, что там не исключают реализации идеи Минсельхоза, хотя официально финансовое ведомство это не подтверждает.

Тем не менее среди производителей идея эта пользуется поддержкой. «Фальсификата на винном рынке мало, а с введением МРЦ станет еще меньше», — считает президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. По его словам, одна минимальная цена будет установлена для столового вина и с защищенным географическим наименованием. На винный напиток будет своя минимальная цена.

Государство аргументирует введение МРЦ на алкогольную продукцию борьбой с подделками и выводом с рынка фальсификата. Однако руководитель Общества защиты прав потребителей «ПотребКонтроль» Евгений Козик убежден, что установка МРЦ будет способствовать увеличению цен на винные напитки и только приумножит объемы «черного рынка» алкоголя. По его словам, в регионах регулярно закрывают нелегальные производства контрафактных спиртосодержащих напитков, но вместо одного разоблаченного предприятия появляется несколько новых.

«Как производили поддельные напитки, так и будут производить, — считает Козик. — Добросовестные виноделы пытаются сами бороться с тем, чтобы на рынок не поставлялось некачественное спиртное. Конкурируют за качество, за место в торговых точках, за полку для реализации, проводят промо-акции, устраивают скидки. Такую рекламу алкогольной продукции пытаются запретить, но люди продолжат ездить по разным сетевым магазинам в попытке сэкономить».

Собеседник «МК» убежден, что у «теневого» алкобизнеса есть свои покровители. «Если говорить о регионах, близких к Москве, то в магазинах шаговой доступности преимущественно торгуют без лицензии. Владельцы таких точек не могут купить нормальный, лицензионный алкоголь и приобретают продукцию на стихийных рынках и складах», — рассказал Козик. По его мнению, единственная мера, которая могла бы способствовать уменьшению доли фальсификата на алкогольном рынке, — это ужесточение уголовной ответственности как для тех, кто производит контрафакт, так и для тех, кто их покрывает.

«Введение МРЦ никоим образом не улучшит ситуацию относительно качества алкоголя. Реализация «левых» напитков продолжится, — убежден специалист. — Вопрос в том, как сильно поднимется стоимость. К примеру, средняя стоимость крымских и абхазских вин выросла за два последних года в два раза. Если цена увеличится еще на 10–20 рублей, весь удар придется по карману населения. Установление минимальной стоимости на вино приведет к удорожанию всех винных напитков. Это ведет только к латанию дыр в бюджете за счет кошелька потребителя».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27411 от 6 июня 2017

Заголовок в газете: Удар по фальсификату или потребителю?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру