Нелегкие времена настают для всех отечественных любителей сэкономить на покупках, делая их через Интернет в соответствующих зарубежных магазинах. В ближайшие годы страны Евразийского экономического союза, в число которых входит и Россия, пересмотрят условия ввоза товаров из-за границы в почтовых посылках, а также в багаже. С 2019-го по 2020 год максимальный порог беспошлинного ввоза для посылок снизится в пять раз — с 1000 до 200 евро. Для импортных товаров, перевозимых в багаже, ограничения ужесточатся троекратно — с 1500 до 1000 евро с 2019-го, до 750 евро с 2020-го и, наконец, до 500 евро с 2021 года.
Каких новых горизонтов за счет этого наше государство и другие представители ЕАЭС хотят добиться? Во-первых, увеличить спрос и продажи товаров отечественного производства. Другими словами, влиться в струю программы импортозамещения. Во-вторых, расправиться с недобросовестными предпринимателями, которые умело пользуются международными почтовыми каналами для интернет-торговли без уплаты пошлин.
Смысл в этих намерениях действительно найти можно. Интерес россиян к покупкам на зарубежных виртуальных торговых площадках растет. По подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли, по итогам 2016 года оборот российской онлайн-торговли вырос на 18,4% и достиг 900 млрд рублей. Примерно 320 млрд рублей пришлось на покупки наших соотечественников в зарубежных магазинах. В 2015 году эта сумма была почти вполовину меньше. Для сравнения: прирост покупок, которые были совершены в российских онлайн-магазинах, не превысил 5–7%. Отсюда вывод: отечественный интернет-ритейл стоит одной ногой в могиле, а зарубежные торговцы, в особенности азиатского происхождения, процветают. Последние через мелких российских дилеров занимаются перепродажей товаров, хотя этот поток многократно уступает объему классического «серого» импорта, получают внушительную прибыль, законным или полузаконным способом уклоняясь от уплаты пошлин. В результате федеральный бюджет недосчитывается десятков миллиардов рублей налогов, и это положение необходимо срочно менять.
Но есть и обратная сторона медали. Как утверждают авторы идеи снижения порога беспошлинных покупок — как представители государственных ведомств, так и лоббисты отечественных интернет-магазинов, — рядовые россияне, которые привыкли закупать приглянувшиеся им товары на зарубежных онлайн-площадках (а это практически каждый второй житель нашей страны), не пострадают. Средний чек при таких сделках не превышает 20 евро, так что вопрос о том, как не зашкалить за пороговую сумму, перед ними не стоит.
Вместе с этим расслабляться рано. Что в большинстве своем мы приобретаем по Интернету? Если говорить о покупках в отечественных онлайн-магазинах — то продовольствие. А в зарубежных — это техника для дома, средства связи, автомобильные запчасти, одежда. Здесь покупателей и будет подстерегать новая головная боль.
Производство мобильных телефонов в России находится в зачаточном состоянии. Сборка гаджетов у нас вообще не производится. Запчасти для иномарок также быстрее и дешевле покупать вне страны — в отечественных автосервисах скорее напорешься на сделанную «на коленке» или выправленную после длительной эксплуатации подделку. Да и модная одежда, которую у нас днем с огнем не найдешь, на виртуальных прилавках присутствует в изобилии.
Доступ ко всем этим товарам, конечно, не пропадет, а вот выкладывать за них придется гораздо больше. Например, возьмем новую модель среднестатистического смартфона. В зарубежном онлайн-магазине он, допустим, стоит 20 тыс. рублей. Это пока не выходит за рамки нынешних условий интернет-торговли. При снижении порога беспошлинного ввоза товаров стоимость такого аппарата вырастет на 30%. Это, как ни крути, еще 6 тыс. рублей. То же можно сказать и о телевизорах, компьютерах, запчастях к авто.
Более того, теперь порог, переступив которой, товары будут облагаться 30-процентной пошлиной, составляет 200 евро, или примерно 12–13 тыс. рублей. Не такая уж большая сумма, однако костюм итальянского пошива купить можно. А приплюсуйте к этому еще 3–4 тыс. рублей: может, дополнительные затраты и не кажутся фантастическими, но и плевыми их назвать рука не поднимается.
Кто-то, возможно, возразит, что нужно покупать все отечественное — тогда и претензий не будет, и экономия налицо. С одеждой это, может, и окажется выходом. А как быть с мобильниками или автозапчастями? Снова пользоваться таксофонами или находить умельцев, которые способны поставить карбюратор от «Жигулей» на «Опель» или «Форд».
Кроме того, не совсем понятно, почему для наполнения казны и борьбы с нерадивыми зарубежными интернет-торговцами чиновники опять готовы привлечь средства рядовых налогоплательщиков. На содержание таможенных органов из казны ежегодно тратится примерно 65–70 млрд рублей. Чтобы перекрыть кислород интернет-поставщикам, которые распространяют товары через мелкую розницу, эти расходы нужно будет еще больше увеличивать. Причем подключать к такой задаче не только таможенников, но и другие профильные ведомства.
Столкнувшись с новыми препонами, население элементарно откажется от интернет-покупок и будет искать все необходимое «за углом», в сомнительных магазинах или автосервисах. Но тогда сам рынок интернет-торговли, к которому Россия, как и другие развивающиеся страны, так стремится, загнется на корню. Соответственно, снизятся и налоговые поступления в казну. За что же тогда боремся?