Напомним, в июле 2014 года после того как ЕС ввел санкции против России, ЕБРР свернул инвестирование новых российских проектов. В то же время, все проекты, куда средства уже были вложены, продолжили финансироваться. Как отмечает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман, объёмы операций ЕБРР в нашей стране за 1992-2014 гг. составили 24 млрд. евро. А к апрелю 2017 года портфель вложений банка в российские проекты сократился с максимума в 10,4 млрд. евро в 2012 году до 3,7 млрд. евро.
По словам главы МЭР Максима Орешкина, отказ ЕБРР инвестировать в новые проекты России — реализация «политического руководства», которое нарушает комплекс правовых норм. «По сути это дискриминация. Подобный подход опасен дальнейшей возможностью произвольно трактовать устав банка и лишать его членов их акционерных прав вопреки принципам ЕБРР», — утверждает Максим Орешкин.
Более того, как отмечает министр экономического развития, в результате такого решения ухудшается финансовое положение ЕБРР. По итогам 2016 года банк показал наихудший за пять лет показатель реализованной прибыли — 642 млн евро.
По словам Орешкина, состояние Европейского банка реконструкции и развития в дальнейшем будет только ухудшаться.
Поэтому Россия не намерена участвовать в докапитализации ЕБРР. «Текущее финансовое состояние банка не заслуживает рейтинга AAA. И мы также подчеркиваем, что мы не намерены участвовать в докапитализации банка, когда это будет необходимо», — подчеркнул Орешкин.
В планах России, по словам главы МЭР, сотрудничать с другими институтами.
«Со своей стороны мы не будем ввязываться ни в какие обсуждения новых проектов в России и будем концентрироваться на работе с деполитизированными банками развития, такими как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и банк БРИКС. Сконцентрируемся на улучшении качества наших местных институтов развития таких, как ВЭБ», — заявил Орешкин.
По словам экспертов, найти финансирование в той же Азии, России будет под силу. «Сейчас нет крайней необходимости в ажиотажном поиске инвесторов. Экономика стабилизируется по сравнению с 2014-2016 годами, рейтинговые агентства улучшают свои прогнозы и оценки её состояния. Привлечение внешних инвестиций не является теперь столь сложной задачей. Азиатские банки, а также банк БРИКС, не участвующие в санкциях, вполне могут рассматриваться как возможные источники финансирования. Тем более, что роль России в Азии заметно выросла в последние годы», — полагает Гойхмах.