Чеснок, рыба и гречка продолжают бить ценовые рекорды
Итак, вот она — десятка самых подорожавших за последние 2,5 года продуктов: чеснок, гречка, черный перец, орехи, сухофрукты, замороженные овощи, черный чай, соленая сельдь, охлажденная и мороженая рыба, шоколад.
Лидером среди подорожавших продуктов в период экономического кризиса в России стал чеснок, торговая наценка на который составила 900%: при отпускной цене 1 кг продукта на уровне 30 рублей в столичных супермаркетах он сейчас продается по 250–280 рублей за 1 кг.
На втором месте — гречневая крупа, стоимость которой сильнее всего выросла в 2014 году из-за неурожая почти на 100 процентов, второй скачок цен на продукт был зафиксирован в 2016 году из-за повышенного спроса. «Чтобы избежать дефицита, цена на нее была искусственно завышена торговыми сетями», — комментирует руководитель НАЦП, ведущий эксперт потребительского рынка Станислав Черкасов.
Перец черный (горошек) подорожал примерно на 120%. «Его к нам привозят преимущественно из Вьетнама и Мексики. Агрессивная спекулятивная политика этих стран, как монополистов, послужила такому резкому скачку цен на продукт», — отметил Станислав Черкасов.
К импортируемым товарам также относятся орехи, сухофрукты и чай. «Цены на них существенно повышались в 2014 и 2015 годах. Объяснить этот рост можно только резким падением курса национальной валюты», — пояснил Станислав Черкасов.
Цены на рыбу в период с августа 2014 года по май 2017 год в среднем по России увеличились более чем на 80%. Отдельные виды — лосось, форель, треска, карп — выросли в цене более чем на 100%. Если рассматривать по регионам, то рекордный рост цен на охлажденную и мороженую рыбу произошел в Ставропольском крае: там с 2014 года она подорожала более чем в три раза — с 270 рублей до 860 рублей за 1 кг.
Примечательно, что рыба стремительно подорожала как в рыбных регионах — ДВФО, СЗВО, ЦФО (речная рыба), так и в остальных регионах РФ, куда ее доставляют от места улова. При этом ценовой разрыв для конечного потребителя минимален — стоимость в рыбном регионе меньше всего на 8–9%, что справедливо с точки зрения ценового равенства, но абсолютно непонятно с точки зрения оправданности наценки, которая для конечного потребителя порой доходит до 500%. «Сейчас на российском рыбном рынке сложилась парадоксальная, казалось бы, ситуация: доля импорта за последние годы неуклонно сокращается, за прошлый год мы стали ввозить на 10% меньше рыбы (с 2015 году было около 15%), собственное производство в России за минувший год увеличилось на 4%, а цены продолжают неуклонно расти. При этом, несмотря на то, что доля импорта сокращается, а собственное производство наращивает мощности, стремительно увеличивается доля экспорта, но потребности внутреннего рынка так и остаются неудовлетворенными», — подчеркивает Станислав Черкасов.
За январь-февраль 2017 года объем экспорта рыбы и морепродуктов увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 19%. Средние контрактные цены по основной позиции экспорта, мороженой рыбы, снизились почти на 8%. Объем импорта увеличился более чем на 11%, при этом его стоимость возросла на 33%. Средние контрактные цены импорта на охлажденную рыбу выросли на 21%, на мороженую рыбу — почти на 28%.
«К сожалению, рыба в нашей стране становится деликатесом, причем это касается не только лососевых, которые пару лет назад были доступны среднестатистическому покупателю, но и недорогой рыбы. На сегодняшний день российскую рыбу выгоднее продавать за границу, чем поставлять в отечественные магазины. Поэтому ее стоимость для конечного потребителя растет, несмотря на то, что доля импорта сокращается, а собственное производство наращивает мощности», — отмечает Черкасов.
В конце списка самых подорожавших продуктов оказался шоколад. Сейчас по сравнению с 2014 годом любителям сладкого приходится платить на 72% больше. «Цена на какао-бобы, которые являются основным ингредиентом при производстве шоколада, точно так же зависит от колебания курсов валют, поэтому сладкая жизнь в России дорожает из года в год», — подчеркнул Станислав Черкасов.
Вегетарианский борщ дешевеет
Однако, по мнению экспертов НАЦП, есть и хорошие новости для отечественного потребителя. Есть продукты, которые, наоборот, падают в цене. Ненамного (максимум на 19%), но все же. И продуктов таких — раз, два и обчелся, но ведь приятно! Итак, это — картофель, репчатый лук, свекла, капуста и морковка.
«Овощная группа, продемонстрировавшая дефляцию, включает в себя продукт, пользующийся наибольшим спросом, — картофель. Потребление его по минимальным нормам продуктовой корзины составляет 150 кг в год на человека, что делает его жизненно необходимым продуктом. Картофель имеет самый высокий коэффициент веса в потребительской корзине, занижая общий уровень инфляции, которая, по итогам 2016 года, на минуточку, составила всего 5,4%», — объяснил ситуацию Станислав Черкасов.
По словам Черкасова, фокус заключается в том, что до начала действия продуктовых контрсанкций на прилавках магазинов присутствовало много иностранного картофеля.
«В 2015 году импортная картошка практически полностью исчезла с прилавков. Из-за падения национальной валюты ее стало совершенно не выгодно импортировать, да и отечественные производители получили хороший урожай. С 2014 года цена на отечественный картофель менялась несильно, показывая рост на 1–1,5 рубля в год (3–6%), поэтому отсутствие импортной картошки дало эффект дефляции на продукт и внесло свой вклад в снижение общего показателя инфляции», — прокомментировал эксперт.
Аналогичная ситуация произошла и с остальными продуктами овощной группы. Поэтому, как ни крути, россиянам впору становиться вегетаринцами...
Читайте материал: Белое безобразие: молоко в России стоит дороже, чем в США
РЫНОК ПРОДУКТОВ
Подорожало с августа 2014 года
Чеснок +156,4%
Гречка-ядрица +141,2%
Перец черный (горошек) +119,7%
Орехи +99,7%
Сухофрукты +95,1%
Овощи замороженные +79%
Чай черный байховый +77%
Сельдь соленая +76,4%
Рыба охлажденная и мороженая лососевых пород +76,1%
Шоколад +72%
Подешевело с августа 2014
Картофель -19%
Лук репчатый -10%
Свекла -9,8%
Капуста белокочанная -8,3%
Морковь -8,1%