«Россия, возможно, единственная страна, не осуществляющая сквозной контроль за оборотом табачной продукции, для которого базой является лицензирование игроков рынка» — так Александр Хлопонин объяснил необходимость скорейшего внедрения ЕГАИС на российском табачном рынке. По его словам, соответствующая «дорожная карта», которая должна появиться в мае, определит, как власти будут двигаться в дальнейшем в контроле над табачной продукцией. Ее внедрение станет самым эффективным способом контроля над оборотом рынка табака. «Сейчас на рынке доля нелегальной продукции в этом секторе составляет 2%, и этот теневой сектор не виден для контролирующих органов и властей. Российский бюджет за три года недополучил акцизов от табака на 120 млрд рублей», — негодует Хлопонин.
Подключение к ЕГАИС — не единственный способ борьбы с контрафактным табаком, который собираются использовать отечественные чиновники. Также они намерены обязать производителей маркировать сигаретные пачки специальными идентификационными знаками, аналогичными тем, которые были введены ранее в отношении меховых изделий.
Обе программы планируется реализовать параллельно после того, как будут четко определены позиции, за которые будет отвечать каждая из них, чтобы исключить перекрестный контроль. Предполагается, что ЕГАИС будет препятствовать поступлению незаконно произведенной продукции в легальную розницу, а маркировка сигаретных пачек чипами сделает прозрачным движение товара на других этапах его оборота, начиная от производителя.
Далеко не все разделяют убеждение Хлопонина, что усиление контроля на табачном рынке однозначно приведет к положительным последствиям. Причем такие пессимисты находятся не только среди представителей отрасли, но и среди чиновников. Например, по словам заместителя министра экономического развития Олега Фомичева, у правительства пока нет окончательного отношения к этому вопросу. «Честно говоря, мы не понимаем аргументов, зачем это делать. Скорее всего, если считать с точки зрения издержек, это совсем невыгодно для торговли и никаких проблем с контролем тоже не решает. ЕГАИС — недешевая штука, зачем ее внедрять, если главная проблема на рынке табака не контрафакт, а поставки из Казахстана и Белоруссии», — полагает Олег Фомичев.
Действительно, согласно независимым исследованиям, только за последний год теневой рынок сигарет в России вырос в два раза. На долю Белоруссии приходится 38% контрафакта, Казахстана — 6%. Кроме того, Киргизия, которая наполняет 14% российского рынка нелегальной табачной продукции, сама не производит сигареты, а переправляет их в нашу страну из Сербии. В ряде приграничных городов доля «левых» изделий на прилавках превышает 30%.
По словам представителя крупной отечественной табачной компании, остановить поставки нелегальной продукции из сопредельных государств довольно трудно, поэтому производители и реализаторы контрафакта найдут способы обойти ЕГАИС или другие контрольные нормативы. «Конечно, торговля будет происходить не через крупные магазины, а через небольшие преимущественно провинциальные розничные точки. Легальным производителям придется выложить приличные суммы и приготовиться к решению новых организационных проблем. Ежегодно в России продается до 17 млрд пачек сигарет. Их учет с помощью ЕГАИС и маркировка электронными чипами приведет к росту стоимости конечной продукции», — отмечает собеседник «МК».
По оценкам экспертов, внедрение технологии, позволяющей наносить необходимые для ЕГАИС метки на каждую упаковку сигарет, будет обходиться отрасли минимум в 7 млрд рублей ежегодно. Это повысит стоимость пачки на 3–5%. В свою очередь, стоимость одного экземпляра электронного чипа составлять до 5 рублей. При средней цене пачки в 100 рублей это означает прибавку еще в 5%. Но для снабжения чипов полной информацией об изделии — месте и дате изготовления, номере партии, пути доставки на рынок — требуются значительные технологические и человеческие ресурсы, что увеличит конечную стоимость продукции еще на 3–5%. При самом неудачном раскладе это будет означать совокупный рост цен на табачную продукцию на 10–15%.