Заочный спор вокруг доклада начался за день до съезда. Первым с резким заявлением выступил Альфа-банк. В крупнейшей частной кредитной организации посчитали, что в документе содержатся обвинения ЦБ «в цинизме, фаворитизме, работе в режиме «военных операций». Более того, из-за несогласия с выводами банк завил, что приостанавливает членство в АРБ.
Безусловно, нашумевший доклад не остался без внимания других крупных игроков рынка. В частности, уже на самом съезде его раскритиковал глава государственного ВТБ Андрей Костин. «Получив текст основного доклада, могу сказать, что ни по форме, ни по содержанию не могу в полной мере согласиться с тем, что там написано», — заявил банкир. Особенно его возмутил тезис о том, что «многие решения принимаются кулуарно по подсказке узкой группы лиц, чаще всего руководствующихся преимущественно собственными, а не общественными интересами и имеющих доступ в необходимые кабинеты». По словам Костина, намеками на то, что крупные игроки «решают вопросы» с ЦБ в своих интересах, АРБ «не объединяет, а разъединяет банки».
Вовсе не случайно самой жаркой темой для дискуссии стала зачистка банковского сектора, которая уже не первый год беспокоит банкиров. Как отмечается в докладе, здесь налицо отсутствие равных условий для банков в части страхования вкладов и доступа к госсредствам. «Например, клиенты маленького банка Х — это юридические и физические лица. А тут вдруг у соседнего банка Y по какой-то причине ЦБ отзывает лицензию. А между тем в нем открыты счета малых и средних предприятий, которые в результате банкротства кредитной организации стоят последними в очереди в получении страховых выплат. Причем они могут и вовсе не получить свои деньги. Насмотревшись на это, клиенты банка Х забирают свои деньги и уходят в госбанк, где будут в дальнейшем брать кредиты», — пояснил «МК» логику финансистов директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков.
Как отмечает эксперт, в результате банк повышает ставку по депозитам, чтобы хоть как-то нивелировать потери. Однако согласно нормативам ставка не должна превышать среднюю по 10 крупнейшим банкам, которым физические лица и вовсе не нужны. «С одной стороны, они получают средства от юридических лиц, а с другой — от государства», — продолжает Солодков.
Между тем в Минфине считают, что «использование госсредств тоже должно осуществляться в проверенных и надежных банках». Правда, в ведомстве признают масштабные размеры потерь от банкротства кредитных организаций. По словам министра финансов Антона Силуанова, за последний год они составили круглую сумму в 100 млрд рублей.
Кроме того, как отмечает Солодков, в результате отзыва лицензий у мелких и средних банков средства населения перетекают в микрофинансовые организации (МФО), которые зачастую не решают социальные проблемы граждан, а ведут ростовщическую деятельность. Не случайно в прошлом году активы кредитных организаций сократились на 40%, а активы МФО выросли на 60%.
Однако в Банке России позицию членов АРБ по зачистке банковского сектора не разделяют. «Мне очень странно, что АРБ призывает ЦБ не отзывать лицензии, ведь это противоречит интересам добросовестных банков. Ассоциация не выражает нетерпимость к фальсификации, мошенничеству, не осуждает схемные операции и не разрабатывает стандарты поведения», — сказала Набиуллина на съезде АРБ. Как подчеркнула глава регулятора, ассоциация не должна «выступать адвокатом плохих банков».
Между тем к настоящему времени уже лишились лицензий 317 кредитных организаций, которые проводили сомнительные операции. А многие из них вообще существовали лишь на бумаге. Впрочем, на этом в ЦБ не намерены останавливаться. Как сообщила Набиуллина, зачистка банковского сектора продлится еще два-три года.