Если объяснять человеческим языком, то суть нового закона (неофициальное название «закон Тимченко» он получил в честь одного из крупных российских предпринимателей, попавших под западные санкции) заключается в следующем. Те бизнесмены, которые из-за объявленных в отношении их ограничительных мер были вынуждены вернуться в нашу страну и вследствие этого пострадали в финансовом плане, смогут теперь смело объявлять себя резидентами каких угодно государств и платить налоги по ставкам, действующим на их территории.
Другими словами, если у предпринимателей есть компании и фирмы за рубежом, они смогут платить налоги только один раз — в стране, где сосредоточен их бизнес, избежав повторного налогообложения в России. Кроме того, закон обладает обратной силой, поэтому бизнесмены из санкционного списка смогут претендовать на освобождение от фискальных сборов начиная с 1 января 2014 года. То есть на компенсацию государством того объема налогов, которые они выплатили в нашей стране за прошедшее время.
Многие российские политики обрушились на новый закон с самой жесткой критикой. Ряд фракций Госдумы отказались голосовать по этому вопросу, посчитав, что этот нормативный акт позволит бизнесменам экономить на выплате налогов посредством офшорных зон. Это подстегнет отток капитала и ударит по доходам страны, которая и так испытывает серьезный финансовый дефицит. По оценке главы ЛДПР Владимира Жириновского, от возврата уплаченных подпавшими под санкции лицами налогов и освобождения их от фискальных выплат в дальнейшем бюджет потеряет 2–3% доходов.
Тем не менее многие эксперты не склонны переоценивать потери российской казны. Конечно, большинство богатеев, входящих в рейтинги Forbes, привыкли пользоваться услугами того или иного «финансового рая»: Кипра, Британских Виргинских островов или карибского островного государства Сент-Винсент и Гренадины. Однако, как полагает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева, многие люди из санкционного списка имели бизнес, зарегистрированный в офшорах, еще задолго до санкций и не смогут извлечь из нового закона пользы. «Они и так не подвергались двойному налогообложению, так как никогда не платили налоги с прибыли компаний, находящихся в офшорах», — отмечает эксперт.
Кроме того, как говорит замгендиректора «ФИНАМ» Ярослав Кабаков, речь идет о налогообложении доходов физических лиц, а не предприятий. При попытке легально перевезти капиталы в Россию бизнесмены попадают под дополнительное налогообложение. Чтобы защититься от этого, они просто не переводят заработанные средства в нашу страну. И хотя с 2014 по 2017 год отток капитала из России сократился со $150 млрд до $17 млрд, это не означает, что бизнесмены возвращают деньги в Россию. Они просто держат их на счетах в зарубежных банках.
То же касается и дивидендов, получаемых от иностранных активов. «Держателями акций зарубежных компаний чаще всего являются не физические лица, а офшорные компании, которые, чтобы не платить налог с дивидендов, часто используют транзитные структуры и скрывают имена конечных получателей средств. Чтобы избежать налогообложения в этой части, данный закон не нужен, так как есть другие методы. Доходы от прибыли можно получить в виде дивидендов и не в России», — отмечает Анна Кокорева.
Впрочем, как полагает руководитель направления финансов и экономики Института современного развития Никита Масленников, при небольшом влиянии, который «закон Тимченко» сможет оказать на экономическое положение России, он обязательно будет принят с большим общественным возмущением. «В нашей стране в массовом сознании граждан он будет представляться очередной поблажкой и преференцией состоятельным согражданам. Поэтому его авторам стоило задуматься, надо ли было принимать этот документ в условиях продолжающегося снижения реальных доходов рядового населения и нестабильного роста экономики», — отмечает эксперт.