Конечно, росстатовский ноль — это средняя температура по больнице. Естественно, ряд продуктов при этом подешевел, другие подорожали, что в итоге и дало ноль. Вот, например, сводка за неделю с 28 февраля по 6 марта 2017 года, когда, собственно, инфляция и упала до 0%. «За прошедшую неделю цены на масло сливочное, молоко, творог жирный, сыры, хлеб ржаной, вермишель и водку выросли на 0,2–0,4%, — следует из отчета Росстата. — Одновременно крупа гречневая стала дешевле на 0,9%, яйца куриные и сахар-песок — на 0,8%, куры, масло подсолнечное, рис и пшено — на 0,2–0,5%».
«МК» решил провести собственные измерения динамики цен на основные продукты питания — благо наши корреспондентские пункты имеются в разных уголках России. Мы провели рейды по одному и тому же продуктовому магазину экономкласса крупной торговой сети в 6 городах различных регионов России. Цель: выяснить, как с 1 января по 13 марта 2017-го изменилась цена на конкретный продукт в том или ином городе. В нашу потребительскую корзину вошли: сливочное масло, пакет молока, буханка черного хлеба, мороженая белая рыба, тушка цыпленка, десяток яиц, сахар, греча, а также картофель, лук, помидоры и огурцы. Отметим, что при разнообразии сортов одного вида продукта мы брали в расчет самый бюджетный вариант.
В столице дешево не поешь
Начнем с Москвы. С места в карьер — ценник на все продукты вырос, кроме сахара и гречки. В столице классический брусочек сливочного масла весом 180 граммов в середине марта 2017 года стоил 138 рублей, против 120 рублей в начале января. Молоко подорожало на 7,2% по сравнению с 1 января 2017-го — до 70,25 рубля за бутылку. Цена 1 кг охлажденного цыпленка в марте составляла 144 рубля, а в начале года — 126. Кило огурцов весной стало дороже на 16%. Лишь два товара из нашей экономичной продуктовой корзины стали дешевле, чем в начале января. Гречка скинула 29,3% от цены — 41 рубль за упаковку, а цена на сахар в марте потеряла 9,8%, килограмм сладкого песка можно приобрести за 36 рублей. В итоге продовольственная корзина, составленная «МК», обойдется московскому покупателю в 1154 рубля. Это если говорить о мартовских ценах. По сравнению с январем тот же продуктовый набор вырос в цене на 6,26%.
Рыба по цене мяса
В других регионах России ситуация схожая. Цены на абсолютное большинство продуктов продолжают расти. Например, в марте схожий продуктовый набор в Челябинске обойдется на 2,55% дороже, нежели в начале 2017 года, а именно в 1066 рублей. «Цены на молоко, мясо и фрукты стабильны, — считает Владимир Барановский, заместитель начальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска. — Что касается роста цен на рыбу, то это связано с неимоверной жадностью розничного звена. Владельцы крупных продуктовых сетей экономят каждый метр. Ассортимент свежемороженой рыбы там сведен до минимума. Им гораздо проще бросить консервы на полку, чем забивать рыбой морозильные камеры. В итоге рыбой занимаются в основном мелкие ларьки. Там логистика приводит к тому, что рыба стоит как мясо. В советские времена, когда рыбой целенаправленно занимались, она стоила в четыре раза дешевле мяса».
Но на челябинских полках обращает на себя внимание не только рыба. Охлажденная курица подорожала на 7,75% — до 139 рублей за кило, цена на черный хлеб подпрыгнула на 9,39%. Выросла также стоимость картошки и ряда других овощей — это связано с сезонностью. Разве что огурцы подешевели: килограмм в марте стоит на 0,57% меньше, чем в январе. Минус один рубль, проще говоря. В начале года огурцы стоили 176 рублей, сейчас — 175. «Произошло это за счет местного агрокомплекса Чурилово, который работает очень неплохо, наращивая производственные мощности», — пояснил Барановский. Косвенно фактор сезонности влияет даже на мясо птицы: к весне растет цена комбикормов.
На Алтае картошка дорогая
В марте в Барнауле сахар подешевел на 14% и поменял ценник с 57 рублей за килограмм на 48,9 рубля. Доступнее стали некоторые овощи: помидоры снизились в цене, по нашим наблюдениям, в среднем на 26%, огурцы — на треть. Зато на картофель, напротив, ценник прибавил не меньше 30%. Подорожал также репчатый лук — плюс 23,3%. Кроме того, с 1 января подорожало сливочное масло. Кстати, это не осталось незамеченным властями. Ранее управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по краю рапортовало о возбуждении дела в отношении 11 крупных компаний, которые необоснованно повысили цену на этот продукт. В целом, по оценкам менеджеров торговых сетей города, за последние полгода продукты стали дороже в среднем где-то на 10%.
«Основной рост приходился на октябрь-ноябрь 2016 года, — утверждает Валерия Зимина, менеджер по работе с поставщиками торговой сети. — Сейчас происходят незначительные повышения. Если говорить, к примеру, о молочной продукции, то рост затронул прежде всего «элитную» молочку — йогурты. С января они подорожали у «федералов» на 6–8%. С 1 апреля ожидается еще одно небольшое повышение, которое коснется ограниченного сегмента. На прошлой неделе мы запросили информацию о том, ожидается ли снижение расценок на молочные продукты в целом в связи с тем, что падает курс евро. Поставщики отвечают, что снижения не будет: они ссылаются на рост затрат на сырьевую базу». По данным официальной статистики, индекс потребительских цен на продукты за 2 месяца 2017 года прибавил в Алтайском крае 0,8%. По нашим же измерениям потребительская продуктовая корзина в марте подорожала на 7,98% — до 1,116 рублей.
«Платон» меняет ценники
Единственный город, который показал не рост, а снижение цен — это Ханты-Мансийск. Такова специфика региона: все, что могло существенно подорожать, подорожало здесь к ноябрю 2016 года. Даже сезонного роста цен на овощи — картофель, лук, помидоры — не произошло. Заметно подешевели огурцы — так же, как и в Челябинске, — за счет местного производства. Если и есть небольшой рост цен, то он вызван увеличением тарифов в системе большегрузных перевозок «Платон», рассказали корреспонденту «МК» в местной торговой точке. Ведь стоимость доставки продуктов дальнобойщиками здесь важная составляющая их конечной цены. Составленный «МК» продовольственный набор в столице Югры в середине марта обойдется потребителю в 1127 «деревянных», что на 7,85% меньше цены за те же продукты в начале текущего года. Это удешевление во многом достигнуто за счет скидок на ряд товаров. Например, сливочное масло в январе стоило 115 рублей, а в марте по акции магазина оно обходится в 99 (минус 13,9%). Как говорится: мелочь, а приятно. А вот охлажденная курица скинула к марту в цене 43,12% — и это уже совсем не мелочь.
Центральный федеральный округ: рост как на дрожжах
В центре России о таком падении цен, как в Ханты-Мансийске, остается только мечтать. Здесь все в основном дорожает. В Твери с начала 2017 года сильнее всего поднялась стоимость сливочного масла и яиц. В январе брусок сливочного стоил 120 рублей, в начале марта — 152. Килограмм томатов в январе стоил около 115 рублей, сейчас — 164. А в декабре, перед Новым годом, также сильно подскочили в цене огурцы и помидоры — на 40–50 рублей.
По словам некоторых продавцов, предновогодние цены так и держатся, но крупные супермаркеты начали проводить еженедельные акции со скидками до 15% на овощи и фрукты. Однако если сравнивать итоговую стоимость на продукты из набора «МК», она подорожала на 14,65% — до 1109 рублей против 968 рублей в начале 2017 года.
А вот в Белгороде цены на продукты не сильно изменились. В марте интересующий нас продуктовый набор стоил примерно на 2% дороже, чем в январе. Совсем не изменилась цена на сахар, гречку и хлеб. Зато молоко и сливочное масло серьезно подорожали — на 16,24% и 20,83% соответственно. Цена на картошку подскочила на 44,4%.
Спрос упал, и цены остановились
Итак, подведем итог наших самостоятельных исследований. Цена продовольственной корзины, составленной «МК», за два с половиной месяца в каждом городе менялась по-разному: от -7,8% в Ханты-Мансийске до +14,6% в Твери. В результате нехитрых подсчетов в среднем продовольственная инфляция с начала 2017 года, по версии «МК», составила 4,2%. Что существенно выше тех официальных цифр в 0,84%, которыми оперирует Росстат. При этом мы отдаем себе отчет, что наши «самодеятельные» исследования отнюдь не заменяют строго научные измерения уважаемого статистического ведомства. Но они проясняют, почему люди так мало верят официальным данным, касающимся их жизни. Цены в магазинах выросли, как ни крути цифры, и потребители это ощутили на собственном кошельке. Наши расчеты тому свидетельство.
«Методика расчета Росстата очень лукавая. Мы с этим ведомством уже много лет ведем войну, — рассказывает «МК» зампред Комитета Совета Федерации по продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. — С чем мы столкнулись? Например, они начинают считать инфляцию по оптовой цене. Но то, что оптовик продал свой продукт розничной сети за 10 рублей, это ничего не значит. Сеть, прежде чем выставить этот продукт на прилавок, может накрутить на него 2 рубля, может — 5, а может и 10. Сети сами сознались, что торгуют по рынку. Что же при таком подходе может уловить статистика?».
Действительно, оптовые цены на ряд товаров стоят на месте уже несколько лет. Рынок перенасыщен. Например, оптовая цена на мясо птицы, свинины или на куриные яйца не увеличивается почти 3 года. Притом что у производителей растет стоимость энергии, газа, увеличиваются транспортные расходы. «Если Росстат считает по оптовым ценам, это совсем далеко от того, за сколько реально покупают еду наши граждане, — говорит Лисовский. — Такая статистика необъективна. Мы предложили Росстату поменять методику. Они сказали, что для этого им надо разработать новую и утвердить ее в правительстве, что потребует не один год. Росстат не хочет этим заниматься, их все устраивает».
По словам нашего собеседника, иногда для расчетов берутся те группы продовольственных товаров, цены на которые не растут даже в сетевых магазинах. «Сети специально на определенные продукты держат низкие цены, зная, по каким категориям товаров считает Росстат, — пояснил сенатор. — Например, берут очень доступный хлеб. Ведомство фиксирует для своего анализа цену на него и очень довольно, а сети между тем поднимают цены на другие товары и получают нужную им выручку».
Отметим, что исследования наших корреспондентов в разных городах показали, что цены на продукты в основном бурно росли в январе-феврале, а к концу зимы замедлили темп. Эксперты связывают это не столько с обузданием инфляции, декларируемом правительством, сколько со снижением платежеспособности населения. «Глубже падение спроса — заметнее сокращение приростов цен», — пишут специалисты Аналитического центра при Правительстве РФ. Факты таковы, что в России спрос на продукты питания средней ценовой категории снижается — и отнюдь не в пользу более дорогой и качественной еды. Число желающих приобрести мясо птицы за последние 2 года упало на 12%. Это говорит о том, что люди отказываются от животного белка и переходят на другие, более дешевые, а может, и синтетические продуктовые группы.