Совсем скоро автолюбители и страховые компании начнут жить по-новому. Затянувшийся с конца прошлого года процесс доработки правил обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО) выходит на финишную прямую. Заинтересованные стороны спешат внести последние коррективы в законопроект, который в ближайшее время должен пройти финальное рассмотрение российскими парламентариями.
Ряд поправок направлен на противодействие так называемым автоюристам — целой криминальной индустрии, сложившейся вокруг ОСАГО и в некоторых регионах страны буквально парализовавшей эту систему. Группировки «автоюристов» разработали множество мошеннических схем получения денег, как со страховщиков, так и с водителей. Они далеко не всегда легально встраиваются во взаимоотношения страховщика и застрахованного и получают от этого денежную выгоду, которую, соответственно, недополучают жертвы ДТП.
В надежде заработать на несовершенстве законодательства и доверчивости попавших в аварии людей злоумышленники выстраивают целые сообщества, включающие в себя экспертов, выездных агентов и специалистов юридического профиля. Одна из схем, практикуемых «автоюристами», заключается в выкупе у автовладельцев права представлять их интересы в суде. Водитель, попавший в ДТП, получает на руки лишь небольшую сумму, а затем мошенники через своих людей в экспертизе и судебной системе добиваются выплат, кратно превосходящих средства, полученные настоящим пострадавшим. И, конечно, до автолюбителя эти деньги уже не доходят, а остаются в руках самих «автоюристов».
Также широко используются договоры с клиентами на кабальных условиях, инсценировка ДТП и фальсификация европротоколов, оформляемых водителями. На таких «липовых» документах «автоюристы» зарабатывают крупные суммы, выплачиваемые им страховщиками по решению судов.
— Имея аварию с ущербом тысяч на 30, мы можем заработать на ней в разы больше, где-то тысяч 150, — рассказал в эфире одной из передач бывший «автоюрист». — На одном автомобиле можно заработать достаточно существенно. Если он сам стоит до миллиона, то 3–4 миллиона с одного такого автомобиля мы получим.
Достигается это тем, что регистрационные и технические данные машины, попавшей в реальное ДТП, затем несколько раз используются при оформлении европротоколов по фиктивным авариям. А сам владелец машины, неосмотрительно передавший свои данные автоюристам, может даже не догадываться, что его машину используют в криминальной схеме. Пока ему не придет уведомление об уплате налога…
В результате деятельности «автоюристов» страховые компании несут серьезные убытки, а рынок автострахования стагнирует. В некоторых регионах, где криминальные группировки наиболее активны, ситуация приближается к критической.
— Мы считаем, что должна быть исправлена ситуация с «автоюристами», потому что сейчас в некоторых регионах она очень сложная, например в Краснодаре, в Волгограде, в Ростове-на- Дону. Мы оперируем только цифрами, и видим, что, например, средняя выплата (то есть средний убыток) в Москве в полтора раза ниже, чем в Краснодаре. Это ненормальная ситуация, не может настолько отличаться стоимость ремонта машин. Здесь налицо либо мошеннические схемы по увеличению убытка, либо очень активно работают «автоюристы», — уверен заместитель директора Независимого актуарного информационно-аналитического центра Евгений Яненко. — В том же Волгограде другая ситуация, там очень высокая частота страховых случаев — в два раза больше, чем в среднем по России. Трудно предположить, что в этом городе очень нерадивые автолюбители. Очевидно, идет поток предъявления страховых случаев, которых быть не должно.
Один из последних способов криминального заработка — создание сайтов-клонов. Они маскируются под интернет-страницы известных страховых компаний, но предлагают сразу расплатиться за заказанный пакет услуг. На счет страховщика эти деньги, разумеется, не попадают, оседая в карманах мошенников. А доверчивый автовладелец, попавшийся на спам-рассылку или рекламу в соцсетях, остается без страховой защиты. Вот и остается за свой счет компенсировать ущерб другим участникам ДТП и учиться на собственных ошибках.
Чтобы лишить «автоюристов» возможности легкого заработка, в пакет поправок к закону об ОСАГО уже включено введение натурального возмещения ущерба от ДТП вместо денежного. Теперь владельцы пострадавших в авариях машин будут получать не деньги, а отремонтированный в авторизованных сервисах за счет страховщиков автомобиль, что сразу же лишит смысла все усилия мошенников.
Сейчас немало нареканий со стороны попавших в аварию автовладельцев вызывает также механизм расчета финансовой компенсации. Например, не учитывается разница в цене запчастей — компенсация рассчитывалась страховщиками с учетом амортизации деталей, а покупать в магазине водителям приходилось совершенно новые запчасти. Возникающая разница в стоимости ложится на плечи автовладельца, подчас достигая заметных величин.
— От реформы ОСАГО в первую очередь выиграют потребители. Основная проблема в том, что автовладельцы часто, не до конца понимая закон, не знают, что выплата, которая производится по ОСАГО, включает в себя износ на запасные части, применяемые при ремонте. И если человек отправляется ремонтировать машину и ему ставят новые детали, приходится из своего кармана доплачивать за износ этих частей. Реформа, предложенная страховщиками, позволяет уйти от этого: ремонт будет осуществляться на авторизованных станциях уже без доплаты со стороны потребителя. Это явный выигрыш, — рассказал исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев порталу Speakercom.
— Гражданину не придется переплачивать за ремонт, а тарифы по ОСАГО при этом останутся на том же уровне. Рабочая схема будет выглядеть таким образом: страховщик направляет автомобиль на станцию, отвечает за качество проведенных ремонтных работ, за время — и в этом случае потребитель ничего не доплачивает. Поэтому мы надеемся, что данная услуга пойдет на пользу и снимет большое количество споров в случаях, когда люди, не понимая действие закона, считают, что им что-то не доплатили.
В свете всех этих фактов становится понятно, почему и автолюбители, и страховые компании с нетерпением ждут принятия нового закона об ОСАГО. Исключение здесь составляют, пожалуй, только «автоюристы», время которых заканчивается навсегда.