По итогам прошедшего года «Газпром» преподнес рынку две новости. И, как полагается, одна из них была хорошей, вторая, соответственно, плохой. С одной стороны, экспорт концерна в Европу вырос на 12,5% и достиг рекордного показателя в 179 млрд кубометров. С другой — выручка компании снизилась на 3%, EBITDA упала на 40%, денежный поток оказался отрицательным второй квартал подряд (данные за три квартала 2016 года).
Впрочем, пока представители монополии не спешат впадать в уныние, считая, что в этом году положение может существенно улучшиться. Как заявил Александр Медведев, верить в будущее позволяет прогноз концерна, в соответствии с которым цены на газ для европейских потребителей значительно вырастут. «Диапазон цен в 2017 году в зависимости от динамики цен на спотовых рынках будет составлять от $180-190 за тысячу кубометров», — отметил замглавы холдинга. При этом экспорт газа в 2017 году в Европу может превысить 180 млрд кубов. «Мы идем с опережением графика прошлого года более чем на 5 млрд. Если погодные условия будут сопоставимы с минувшей зимой, то можно ожидать превышения исторического рекорда», — надеется Медведев.
Тем не менее, подсчитывать будущие доходы еще рано. Прогнозируя газовые котировки на 2016 год, монополия закладывала цену тысячи кубометров в $199. Получилось более чем на $30 меньше.
Аналогичная прогнозная ошибка в этом году также возможна. По словам аналитика ГК «ФИНАМ» Тимура Нигматуллина, развитие ситуации по апокалиптическому сценарию приведет к тому, что монополии придется экономить. В первую очередь, это может коснуться дивидендной политики.
В самом «Газпроме» пока отрицают такое развитие событий. Как заявил еще один заместитель председателя правления холдинга Андрей Круглов, в его компании согласны с требованием государства увеличивать дивиденды в структурах с госучастием и монополия готова выполнить это поручение, выплатив дивиденды в размере 50% от прибыли, если правительство примет такое решение. В настоящее время концерн выплачивает своим акционерам от 17,5% до 30% доходов.
Впрочем, судя по всему, делает это «Газпром» весьма неохотно. По итогам 2015 года Минфин также требовал от компании 50% прибыли в качестве дивидендов. Однако «Газпром» смог избежать такой участи, воспользовавшись лазейкой в проекте Минфина, согласно которой при выплате дивидендов должны учитываться инвестиционные программы. В результате, дивиденды монополии не превысили 25% от ее доходов.
В сентябре 2016 года, Минфин спохватился и разработал новый проект, в котором нет никаких лазеек. Пока решение по этому вопросу не принято. «Тем не менее, даже если новый проект будет одобрен всеми профильными ведомствами, то не исключено, что «Газпром» начнет финансировать очередной масштабный проект и он все-таки сократит такой важный для федерального бюджета источник доходов, как дивиденды», — полагает Тимур Нигматуллин.
Впрочем, окончательно класть голову на плаху не стоит. По словам эксперта, вероятность стрессового сценария мала. Цены на газ почти всегда следуют за ценами на нефть (а они сейчас относительно стабильны) с разрывом в полгода, поэтому у «Газпрома» еще есть шанс не поскупиться на выплаты государству и другим своим акционерам.