Как отмечают эксперты, отзывы лицензий у банков участились с приходом на пост главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной в июне 2013 года. С этого момента и по 2016 год включительно рынок навсегда покинули 308 кредитных организаций.
Не станет исключением, похоже, и нынешний год. С января возможность осуществлять банковскую деятельность уже лишились 5 учреждений. Как правило, основания одинаковы — нарушения законодательства, участие в отмывании денег, предоставление недостоверной отчетности.
Причем отзывы нередко сопровождаются скандалами, при которых крайними, как это ни печально, остаются вкладчики. До сих пор на слуху нашумевшая история краха Мастер-банка, который попал под тяжелую руку ЦБ в ноябре 2013 года. И это при том, что кредитная организация имела высокие рейтинги, работала на рынке более 20 лет, входила в сотню крупнейших банков России. Более того, она занимала 41-е место по объему вкладов — в банке было размещено 47 млрд рублей депозитов населения. Однако получить свои средства удалось не всем его клиентам. Как выяснилось сравнительно недавно, Мастер-банк был «прачечной» для его владельцев. Для вывода средств топ-менеджеры использовали сотрудников низшего звена. Уборщицам и охранникам выдавали фиктивные кредиты, суммы которых исчислялись миллионами евро. Руководители попросту брали деньги в банке и оставляли их себе. Формально долг висел на балансе банка или на какой-нибудь уборщице. А когда дело дошло до расчета с настоящими вкладчиками, денег в банке попросту не оказалось.
Подобные случаи были и в прошлом году. Поэтому, по словам вице-президента Ассоциации региональных банков Яна Арта, жесткая позиция ЦБ вполне понятна. «Набиуллина не ставит перед собой цель оставить на рынке определенное количество кредитных организаций. Отзывы лицензий проводятся по принципу оценки показателей и соответствию установленным критериям. Глава ЦБ намерена максимально искоренить банки-«прачечные», — пояснил в разговоре с «МК» Ян Арт.
Напомним, что в октябре 2016 года Эльвира Набиуллина сообщила, что на тот момент число банков, задействованных в сомнительных операциях, сократилось менее чем до десятка, при том что в начале зачистки банковского сектора их количество превышало 150.
Впрочем, как ясно дала понять глава регулятора, на этом ЦБ останавливаться не намерен. «Период активного оздоровления банковского сектора будет идти еще какое-то время. Мы надеемся прийти к той ситуации, когда количество отзывов лицензий будет измеряться единицами в год. Но на это уйдет еще несколько лет», — сказала Набиуллина.
При этом ЦБ не только банкротит, но и санирует банки. К кредитным организациям с финансовыми проблемами прикрепляют более сильного игрока-наставника. Таким образом, банк остается на плаву, а его клиенты при деньгах.
Дело в том, что при банкротстве учреждения Агентство по страхованию вкладов (АСВ) должно выплатить вкладчикам страховку по депозитам. Однако чем больше становится банков-банкротов, тем меньше денег остается в госкорпорации. Дошло до того, что АСВ было вынуждено даже обратиться за финансовой помощью в тот же ЦБ. В конце прошлого года АСВ попросило увеличить на 220 млрд рублей сумму кредита в целях обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов.
Напомним, сейчас АСВ выплачивает гражданам и индивидуальным предпринимателям при наступлении страхового случая компенсацию — не более 1,4 млн рублей. К слову, с конца 2015 года АСВ перестало публиковать объем фонда страхования вкладов.
Между тем сами банки мечтают, чтобы зачистка сектора закончилась как можно скорее, так как она вводит рынок в депрессию. Согласно соцопросам, частые отзывы лицензий вызывают недоверие со стороны граждан ко всей банковской системе. Кроме того, банковская зачистка грозит монополизацией рынка несколькими крупными игроками, что негативно отразится на рядовых вкладчиках. «Чем меньше конкуренция, тем менее выгодные условия могут получить заемщики. Кроме того, кризис рано или поздно закончится, и мы снова столкнемся с потребительским бумом, и не факт, что такое небольшое количество банков сможет с ним справиться. Поэтому можно предполагать, что банков будет нужно вдвое, а то и втрое больше. Но главное, чтобы оставшиеся кредитные организации были качественными, надежными. Чтобы отвечали всем требованиям достаточности капитала и занимались своей непосредственной деятельностью, а не отмыванием денег, с которым сейчас и борется регулятор», — комментирует «МК» аналитик ГК Forex Club Ирина Рогова.