Начиная с ХV века, при правлении Ивана Грозного, государство Российское регулярно предпринимало попытки поставить под контроль производство горячительных напитков. В царской и имперской России монополия на водку вводилась и отменялась четыре раза. В пятый раз монополию возродили в уже советское время в 1924 году, и она просуществовала вплоть до распада СССР. В экономике советской страны отрасль играла большую роль — в середине 80-х годов около 30% бюджета составляли доходы от реализации винно-водочной продукции. С падением советской власти монополия была отменена, но в 1992 году введена снова на шесть лет, после чего вновь упразднена указом президента Бориса Ельцина.
Уже в нулевые власти периодически возвращались к вопросу о введении госмонополии на алкоголь. Речь шла о необходимости пополнения бюджета и сокращения оборота нелегальной выпивки. Еще год назад о проработке подобных предложений правительством заявлял вице-премьер Александр Хлопонин, но тогда законопроект Госдумы отклонил профильный комитет Совфеда, сославшись на несоответствие нормам ВТО, в которую Россия входит с 2012 года.
Вновь об ужесточении госконтроля алкогольной отрасли заговорили после массового отравления «боярышником» в Иркутской области в декабре 2016 года. Несмотря на то что в составе губительной жидкости был метиловый, а не этиловый спирт, законодатели посчитали, что в борьбе с суррогатом на рынке поможет именно госмонополия на алкоголь.
«Задачи, которые возлагают депутаты на госмонополию на алкоголь, она решить не может. На самом деле эти задачи и так решены с помощью внедрения системы ЕГАИС: благодаря ей в России нелегальной продукции в легальной рознице уже нет. Однако эта легальная продукция очень дорогая и недоступна части населения», — считает глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По его словам, государству выгоднее поддерживать низкие цены на алкоголь, потому что борьба с последствиями потребления и злоупотребления качественным заводским алкоголем в несколько раз дешевле, чем борьба с последствиями употребления суррогата и кустарной продукции.
Однако российские власти, вероятно, придерживаются другого мнения. Минфин в январе текущего года обнародовал проект приказа о повышении минимальной цены на водку на 15%, с нынешних 190 до 219 рублей в рознице. По мнению Вадима Дробиза, такая цена является непомерно высокой для населения, чьи доходы в последние два года упали, но выгодной для производителей и государства, которое в кризис не пренебрегает любыми способами пополнения казны.