Ощущение происходящей катастрофы — признак болезненной смены элит. Но это, скорее, закулисье Давоса.
А с трибуны форума впервые выступил китайский лидер. Речь Си Цзиньпиня была интересна своей двойственностью. С одной стороны, председатель КНР оказался сторонником глобализации. Он отстаивал свободу торговли. Но, конечно, не как убежденный либерал. Он предостерегал об опасности торговых войн, а именно к ним могут привести идеи Дональда Трампа о введении США торговых пошлин против, в частности, того же Китая. «В торговых войнах победителя не бывает», — предупредил Си Цзиньпин.
Другая сторона его выступления была и вовсе не либеральной. Китайский лидер раскритиковал сегодняшнее регулирование экономики: «Политика краткосрочного стимулирования экономики доказала свою неэффективность». В этой фразе можно было услышать критику ФРС США. Председатель КНР призвал все страны вместе бороться с экономическими проблемами. Как ни странно это звучит, здесь Си Цзиньпин, скорее, сближался с Дональдом Трампом, чьи идеи налогового регулирования и инфраструктурных инвестиций несколько отодвигают с авансцены рецепты регулирования от ФРС.
Но Си Цзиньпин никакой революции в Давосе не произвел. Понятно, что в торговой политике Китай будет решительно отстаивать свои интересы. А эксперты, между тем, напряженно приглядываются к продолжающемуся замедлению темпов роста экономики КНР, видя в этом тренде целый букет рисков, которые могут распуститься на самых разнообразных рынках, включая нефтяной.
О нефтяном рынке в Давосе практически в унисон рассказывали исполнительный директор Международного энергетического агентства Фатих Бирол и генеральный директор Saudi Arabian Oil Co. Амин Нассер. Оба уверены: ни возобновляемые источники, ни электромобили в перспективе не сдвинут нефть с первого места на мировом энергетическом пьедестале. Что, впрочем, не мешает Саудовской Аравии начинать реализацию масштабной программы использования солнечной, ветровой и атомной энергетики.
О перспективах цен на нефть высказался Фатих Бирол: «Я ожидаю три вещи. Первое — в этом году и в ближайшие годы я жду более значительную волатильность цен на нефть, второе — я ожидаю, что производство сланца в США возобновит рост в 2017 году, если цены останутся на этих уровнях, третье — я ожидаю, если соглашение ОПЕК будет реализовано, мы увидим восстановление равновесия рынка в первой половине этого года».
Как в одном прогнозе уживаются взаимоисключающие тезисы о восстановлении равновесия рынка в первой половине этого года и значительной волатильности цен на нефть в 2017-м и в ближайшие годы, уважаемый глава МЭА не уточнил.
Общий вывод может быть таким. Цены на нефть ищут новый баланс, факторы этого баланса — сокращение добычи (если соответствующее соглашение будет выполняться) традиционных нефтедобывающих стран и возобновление сланцевой добычи, прежде всего в США. Из чего следует, что новый баланс цен будет находиться в неком коридоре, в котором цены и будут колебаться.
Не думаю, что за таким знанием следовало ехать в Давос, но зато где нефть — там и рубль.
Из Давоса первый зампред правления ВТБ Юрий Соловьев предсказал: «Рубль в среднесрочной перспективе будет расти». Первый фактор этого роста — нефть. Соловьев напомнил, что цена на нефть, по прогнозу «ВТБ Капитал», будет медленно, но верно расти до $55 за баррель. Второй фактор — процентные ставки в России остаются одними из самых высоких в мире: они привлекут иностранные инвестиции в отечественные бумаги.
Но есть и совсем другие прогнозы. Соловьеву возражает, правда, не из Давоса, а из Москвы, главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Она не уверена, что рост цен на нефть имеет под собой достаточно оснований.
А вот торговый баланс России вселяет тревогу. Сокращается ненефтяной экспорт, растет импорт (по прогнозу, на 10% в 2017 году). Динамика торгового баланса «разочаровывающая» — и для импортозамещения, и для курса рубля. Вывод: к концу 2017 года доллар будет стоить 70 рублей при средней цене на нефть $50 за баррель. При $60 за баррель курс доллара ожидается 60–65 рублей.
По-моему, в прогнозе курса рубля Давос проиграл Москве. Что же касается русской темы, то в полный голос и под общие аплодисменты она прозвучала в Альпах, лишь когда за рояль в Давосе сел Денис Мацуев, приветствовавший участников форума своим высоким искусством.