Эксперты утверждают, что потребители, после того как сталкиваются с кризисной ситуацией, в первую очередь сокращают расходы на отдых: планы понежиться у моря откладываются на потом. Сюда же относятся крупные покупки: без очередного нового телевизора или ноутбука можно и обойтись некоторое время. И только в крайних случаях дело доходит до еды. Как отмечает национальный исследовательский центр «Здоровое питание», существенно экономить на продуктах россияне начали лишь в последние полтора-два года. Покупатели стали меньше класть в свою «корзину» твердых сыров, ограничили себя в мясе и заморских фруктах. При этом они начали ориентироваться на товары со скидками.
Однако в преддверии новогодних праздников ритейлеры надеялись, что население не будет себе ни в чем отказывать. Так уж заведено в России — на Новый год стол должен ломиться от яств. Однако на деле все вышло совсем по-другому. Если в декабре 2015 года средний чек составлял 643 рубля, то в последний месяц 2016-го (то есть в годовом исчислении) он уменьшился на 8,1%, до 591 рубля. Таких низких результатов не было зафиксировано за последние пять лет.
Причем негативная тенденция дошла даже до Москвы, где, как считается, доходы в среднем заметно выше, чем в большинстве регионов. По сравнению с ноябрем в декабре траты москвичей выросли всего лишь 4,3%, что оказалось ниже предновогодних показателей предыдущих лет. В среднем по России месяц к месяцу прирост составил 7,8%.
Но и небольшой декабрьский рост не скрасил сложившуюся за год негативную динамику. «Даже предпраздничные покупки не смогли скорректировать картину настолько, чтобы отыграть потери предыдущих месяцев. Восстановление продолжается, но потребует больше времени», — отмечается в отчете «Ромир».
Как поясняют эксперты, причина массовой экономии граждан — «худеющие» день ото дня кошельки. «Реальные доходы населения (то есть доходы после выплат налогов и уменьшенные на процент инфляции) падают более двух лет подряд. По данным Росстата, они снизились за 11 месяцев 2016 года на 5,8% по сравнению с тем же периодом 2015 года», — подчеркивает аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман.
При этом никто не отменяет рост цен на продукты, непродовольственные товары ежедневного пользования, а также на ЖКХ — то есть обязательные и неизбежные расходы. «Кроме того, уменьшение суммы чека идет ведь не только, например, в продуктовых магазинах или магазинах одежды. Статистика говорит и о том, что люди урезают траты на такие важные направления, как оплата лекарств и образование», — говорит член Национальной торговой ассоциации Анна Вовк.
Усугубляется ситуация еще и тем, что растет уровень задолженности в выплатах зарплаты перед сотрудниками. «Предприятия зачастую не платят вовремя заработную плату, так как сами находятся под постоянным давлением: издержки растут, поскольку многие компании завязаны на дорогое импортное оборудование, комплектующие и сырье, растут сборы в пользу государства. Плюс налоги и отсутствие дешевых кредитов и низкий спрос, который продолжает падать все из-за того же сокращения реальных располагаемых доходов», — продолжает эксперт.
Другими словами, получается своеобразный замкнутый круг — производители беднеют оттого, что их продукцию меньше покупают, а покупать люди не могут из-за снижения доходов. Разорвать его может лишь системный подход к восстановлению спроса и доходов. В частности, по словам экспертов, начать следует с создания благоприятной инвестиционной среды и доступа к дешевым кредитам. В противном случае о восстановлении потребительской активности говорить придется не раньше 2018 года.