Европа чахнет без российского газа. Об этом свидетельствуют данные самого Евросоюза, в соответствии с которыми за 2016 год поставки «Газпрома» в страны дальнего зарубежья выросли на 11,9%, до 170 млрд кубометров газа.
И это при всех разговорах в Брюсселе и других европейских столицах о необходимости избавиться от «кабальной» зависимости от российского газа. Когда летом США начали экспорт сжиженного газа в Старый Свет, то прибытие первого американского танкера в Португалию Вашингтон освещал на всех передовых телевизионных каналах. «Это вызов доминирующему положению России», — подчеркивала администрация Обамы. Правда, речь шла о танкере, мощность которого не дотягивает до 100 тыс тонн. Чтобы обогнать Россию, Обаме пришлось бы перегнать в европейские порты миллионы таких танкеров, что в принципе невозможно.
Понятно, что это была политическая атака, рассчитанная на рядового потребителя, который не отличает миллион кубометров газа от миллиарда. Но есть и те, кто в понятиях об энергетическом обеспечении Европы вполне компетентен. Они категорически против продолжения российского энергетического завоевания европейского рынка. Более того, сами готовы потеснить нашу страну на этом поприще.
В частности, в декабре Азиатский банк развития, Всемирный банк и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций предоставили Азербайджану средства в размере $2 млрд для строительства трубопровода TANAP. Это часть, так называемого, Южного газового коридора - проекта газопровода из Азербайджана в Турцию, и далее в Европу. Основная его цель — сокращение доли России как поставщика газа в Старый Свет.
Только этот проект также выглядит привлекательным исключительно на бумаге. Азербайджан самостоятельно не сможет увеличить поставки «голубого топлива». Страна испытывает проблемы с добычей и ее экспортные объемы расписаны на годы вперед. Как сообщает Госкомитет Азербайджана по статистике, добыча в стране в 2016 году сократилась до 27 млрд кубометров. Все больше газа нужно закачивать в пласт для замедления падения добычи, так что о росте производства и наращивании экспорта (тем более, вложении инвестиций в строительстве трубы, альтернативной «Северному потоку») вряд ли идет речь.
Правда, есть еще один проекта строительства нового газового маршрута в Европу. Это, так называемый, TAP – Трансадриатический газопровод, который должен пройти из стран Ближнего Востока в Западную Европу. Здесь с топливными ресурсами относительная ясность существует. Однако, вряд ли эта труба сможет по-настоящему удовлетворять растущие потребности Европы в газе. По словам представителя Еврокомиссии Маргаратиса Схинаса, Европа к 2019—2020 годам рассчитывает получать по этой трубе 10 млрд кубометров газа в год.
Этого, конечно, не хватит. По прогнозу ассоциации Eurogas, в 2016 году потребление «голубого топлива» в Европе вырастет на 6% - до 447 млрд кубометров. И реальность такова, что никто кроме России не сможет покрыть эту растущую потребность. По мнению директора аналитического департамента Альпари Александра Разуваева, в то время как европейский рынок вырос на 4−5%, поставки газа «Газпрома» на него увеличились на 13%.
В октябре Европейская комиссия разрешила «Газпрому» пользоваться до 90% мощностей газопровода Opal. Эта труба — продолжение российского газопровода «Северный поток». Фактически, все, что идет по Opal в Европу — это российский газ.
Однако сейчас официальная Варшава встала поперек этого решения. Суд ЕС не смог воспротивиться этой позиции. Как полагают эксперты, претензии Варшавы подействовали на вердикт суда ЕС только потому, что каждое решение Еврокомиссии должно основываться на коллегиальном постановлении всех стран ЕС без исключения. Если кто-то против, то может подать петицию об отмене решения ЕК. Правда, на сегодня похоже, что Польша является единственным противником увеличения поставок российского «голубого топлива» в Европу.
Варшава настаивает на выполнении Россией условий Третьего энергопакета ЕС (они подразумевают, что поставки газа в Европу не должны быть монополизированы). Но Россия выполняет эти требования, поставляя часть газа через Германию. Среди экспертов существует мнение, что Польша в данном случае играет не против России, а против Европейской комиссии.
Только иски исками, а увеличение поставок российского газа в Европу налицо. И пусть позиция Польши, скорее всего, продиктована желанием поддержать Украину в политической и экономической конфронтации с Россией, но проигрыш Киева этой ситуации будет закономерен. Во-первых, Европа и сама признает, что без российского газа она не выживет. Во-вторых, все альтернативные газопроводы, строительство которых реализует Россия, также предусматривают сокращение рисков поставок топлива по территории Украины.