Кто же победит а этой гонке — цены на бензин или инфляция? Ответ на этот вопрос подсказывает наша недавняя история. В июне 2008 года цены на нефть достигли исторического максимума — $135 за баррель. Владельцы нефтяных компаний хищно потирали руки, ведь рыночные аналитики обещали им в ближайшем будущем котировки в $200. Стоимость топлива также набирала вес по всему миру, и в России в том числе: с января по август 2008 года литр Аи-95 в нашей стране подорожал с 21 по 25 рублей (примерно на 20%).
Чиновники сохраняли присутствие духа. Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев полагал, что топливные цены в Центральной России не должны превышать 20 рублей за литр. Он утверждал, что государство в этих целях принимает все возможные усилия. В частности, возбуждает дела о нарушении законодательства и начисляет штрафы тем, кто его не соблюдает.
К концу 2008 года стоимость Аи-95 снова упала до 20–21 рубля. Но тогда случился мировой финансовый кризис, и Brent за полгода упал в цене в 3 раза — до $43. Нефтяники остались с носом. Но бензин в отличие от «черного золота» подешевел не втрое и даже не вдвое, а на те же 20%.
Следующий этап резкого роста стоимости горючего пришелся на 2011-й. В феврале того года литр популярного 95-го стоил в России 23 рубля. К началу 2012-го ценники выросли почти до 30 рублей. Опять же все можно все свалить на нефть. За тот же период баррель с $97 скакнул до $107 (на 10%). Но топливо-то подорожало на 30%. Артемьев обвинял в этом «нефтяных баронов» и говорил, что причины роста цен на топливо — монополизм крупных компаний.
В дальнейшем топливо на российских АЗС с 2012-го по 2014-й ценовых рекордов не било. Росло, но поступательно, не вызывая нареканий общества и чиновников. Даже невзирая на то, что в марте 2012-го Brent преодолел отметку в $125. Да и в середине 2014-го, когда нефть стоила выше $110, бензин в России находился в диапазоне 32–33 рублей.
Но сейчас, в 2016-м, когда баррель падал ниже $30 и только теперь установился в районе $55, литр Аи-95 стоит 35 рублей. Это ниже подорожания на 10% (инфляция за 2015–2016-е годы в совокупности превысит 16%). То есть хочется верить, что отечественные нефтяники находят в себе силы удерживать стоимость топлива в разумных пределах.
В настоящее время чиновники раздают обещания, что роста цен на топливо в 2017-м не предполагается. «Это провокация», — отмечает замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов.
Только осуществится ли такой прогноз на практике? Есть вероятность, что это чересчур оптимистичный вариант развития событий. В 2017 году крупные сырьевые компании России должны завершить модернизацию своих перерабатывающих заводов. Жаловаться на отсутствие инвестиций на эти цели ввиду низких цен на нефть они больше не смогут.
Однако вырастут ли нефтяные котировки — большой вопрос. Существует много сомнений в том, что мировые нефтяные державы, договорившиеся о сокращении добычи, сдержат свое слово. Если они продолжат добывать нефть нынешними темпами, то баррель снова докатится до $40.
Чтобы не потерять последние доходы, нефтяники в этом случае снова увеличат давление на внутренний рынок. И у них появится новое объяснение своим действиям. Это повышение акцизов на бензин, решение о котором приняло правительство. Так, ставки акциза на бензин пятого класса вырастут с 5,6 тыс. до 10,13 тыс. рублей за тонну, а на топливо ниже этого класса — с 9–11 тыс. рублей до 13,1 тыс. рублей за тонну. Независимые эксперты предполагают, что в результате цены на бензин четвертого и пятого классов вырастут на 6,5% и на 36,4% соответственно. И та, и другая цифра будет больше уровня инфляции, которую обещают чиновники. Так ли это произойдет, россияне ощутят в ближайшем будущем на своем кармане.