Как заявил руководитель Росрыболовства, если вы не обнаружили в магазине красной икры, значит, ее еще не доставили с Дальнего Востока — главного рыболовного региона страны. Именно в Дальневосточном бассейне добывается больше чем половина всей рыбной продукции — 2,9 млн тонн. Рыбаки из других регионов тоже не отстают: в Северном бассейне увеличился вылов трески и пикши, в Азово-Черноморском бассейне вырос улов хамсы и тюльки, в Балтийском море поймано больше сельди. Всего в России планируется выловить 4,7 млн тонн рыбы по итогам года, это почти на 5% больше запланированных показателей: таких результатов отрасль добивалась в последний раз 15 лет назад.
Кроме того, глава федерального агентства, занимающий также должность заместителя министра сельского хозяйства РФ, констатировал, что в России сокращается объем импорта рыбы — в этом году завозной продукции в магазинах стало на 10% меньше. Однако эксперты рынка утверждают, что окончательно отделаться от импорта рыбы не удастся. Виной тому логистический фактор: с Дальнего Востока в центр России продукцию довести сложнее и дороже, чем, например, из Норвегии. По словам старшего аналитика компании «Альпари» Анны Бодровой, логистическая цепочка в последнее время только усложняется, а львиная доля выловленного сырья, вероятно, уходит не на внутренний рынок. «Здесь ключевую роль играет финансовый фактор. Отечественным производителям экспортировать рыбу за границу выгоднее, чем постановлять на российские прилавки», — считает собеседница «МК».
Импорт импортом, но традиционное украшение праздничного стола в России — красная икра — у нас своя, родная, только очень часто поддельная или плохого качества. По словам Ильи Шестакова, бороться с браконьерами и контрафактом Росрыболовство предлагает с помощью маркировки черной и красной икры по аналогии с системой ЕГАИС для алкоголя. Однако пока введение этой меры приостановлено: решение о маркировке должен принимать весь Таможенный союз.
Как считает Анна Бодрова из «Альпари», вопрос маркировки икры не решит проблему серого рынка этого товара и не избавит потребителей от подделок. «Сейчас конъюнктура сложилась так, что проще продать икру из-под полы, чем собрать все необходимые документы на ее сбыт в сетях. Кроме того, такой товар в большинстве случаев дешевле и свежее, чем икра «из замороженного сырья» на прилавках магазинов», — рассуждает аналитик.
Пока государство и производители решают вопросы учета и контроля, простым потребителям важно не испортить себе праздник некачественной икрой. Чтобы выбрать вкусный и свежий продукт, исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков советует покупателям соблюдать несколько простых правил. «Мы рекомендуем выбирать продукцию в стеклянных банках, а не жестяных, и обращать внимание на внешний вид икры. Также стоит обратить внимание на товар известных или знакомых вам производителей. Если увидите на упаковке знак Российской системы качества, смело берите продукт: точно не отравитесь. По цене тоже можно ориентироваться, но для этого нужно сравнить стоимость одинаковой по объему банки в разных магазинах одного ценового сегмента. Икру, которая без акции стоит на 30% меньше средней цены, покупать не стоит», — рассказал «МК» эксперт.