Игроки мировых сырьевых площадок до последнего момента не особенно верили, что обещания и предложения, которые были сделаны в конце ноября на сессии ОПЕК, будут подтверждены документально. Многие полагали, что в последний момент кто-то из участников такой мультимеждународной сделки откажется от своих слов и поставит всю надежду на подъем мировых цен под знак вопроса.
Однако этого не произошло. Переговоры завершились успешно. Все страны ОПЕК и 11 стран (кроме Боливии), не входящие в организацию, подписали меморандум о стабилизации ценовой политики на нефтяном рынке за счет ограничения производственных мощностей. Расклады у них вышли такие: государства картеля сократят свою добычу на 1,2, страны вне картеля — на 558 тыс. баррелей в сутки к уровню октября.
По словам министра энергетики России Александра Новака, наша страна начнет сокращать добычу с января 2017 года. К 31 марта мы сможем снизить производство на 200 тыс. баррелей в сутки. Потом российские мощности обещают сократиться на 300 тыс. «бочек» в день. Вопрос о продлении действия соглашения на вторую половину 2017 года будет решаться по ситуации. По словам Новака, соглашение о сокращении добычи не закрытое, к нему могут присоединиться и другие страны. В целом, по оценке российского министра, сотрудничество между ОПЕК и странами, не входящими в картель, вышло на новый уровень.
По словам аналитиков, сокращение предложения почти на 2 млн баррелей в сутки может серьезно повлиять на мировой рынок нефти. Конечно, в том случае, если все участники будут исполнять взятые на себя обязательства.
Однако выполнят ли участники договора свои обещания, пока далеко не факт. Вполне возможно, что определенные государства, как ОПЕК, так и иные добытчики, подсчитают убытки и придут к выводу, что взятые на себя обязательства можно и нарушить. А это, даже если на такой обман пойдут одно-два государства, может быстро разрушить все договоренности.
Нельзя забывать и об американской сланцевой добыче. Вашингтон не подписывался под соглашением ОПЕК и других стран. Поэтому США ничего не стоит при приемлемой конъюнктуре нарастить свои производственные возможности. По оценке экспертов, при нынешних ценах в $52–55 за баррель вряд ли стоит ожидать взрывного роста американской сланцевой добычи, но если стоимость «черного золота» увеличится, то Штаты получат шанс свести все договоренности иных игроков на нулевой результат.
Есть и иная сторона медали. Соглашение, заключенное в Вене, начнет действовать с 1 января 2017 года. То есть до этого срока все страны, его подписавшие, смогут наращивать добычу. Не исключено, что прирост составит объемы, примерно равняющиеся с объемами снижения. Тогда итоги меморандума будут нивелированы.
Кроме того, есть определенное недоверие к тому, какие данные будут предоставлять добывающие страны о темпах сокращения производства. Существует большой риск того, что они намеренно станут занижать эти показатели, сами же в это время будут выкачивать нефть по полной.
Впрочем, контроль над выполнением договоренностей взяли на себя Россия и Кувейт. Эксперты полагают, что эти страны обладают наибольшим доверием среди всех участников сделки и не будут выдавать выдуманное за действительное.
В целом аналитики приветствуют подписание венского соглашения. Для нашей страны это будет хорошим стимулом разобраться в тех ресурсах, которыми можно поступиться, и с теми, на которые стоит сделать ставку. По словам замдиректора аналитического департамента Альпари Анны Кокоревой, для того чтобы наши компании, равно как и государство, не пострадали от сокращения производства сырья, необходимо, чтобы нефтяные котировки доползли до $60–65 за баррель. В принципе это возможно. Впрочем, если цены установятся на нынешних $55, то и это будет неплохо. По крайней мере, дефицит России, рассчитанный на $40, это выдержит.