Накануне и после встречи стран ОПЕК в Дохе активность Москвы относительно прояснения отношений с добывающими государствами всего мира возросла. Во-первых, наша страна отказала в просьбе ОПЕК сократить ежесуточную добычу на 400 тыс. баррелей, согласившись уменьшить производство лишь на 300 тыс. «бочек». Во-вторых, Россия запланировала провести дополнительные встречи со странами-нефтепроизводителями, которые не входят в состав ОПЕК.
Возможно, определенным инвесторам и экспертам рынка это покажется странным и даже бесполезным. Но это только на первый взгляд. Одна из встреч, которую наметила Россия, может произойти с руководителями Венесуэлы и Ирана. Буквально на днях президенты этих стран Николас Мадуро и Хасан Рухани договорились провести саммит глав государств и правительств членов ОПЕК и не входящих в эту организацию стран в I квартале 2017 года.
По словам лидера Венесуэлы Мадуро, «нужно установить новый механизм по стабилизации нефтяного рынка и цен на нефть». Что это будет за механизм, он не рассказал. Но кроме инструмента, который заключается в снижение добычи, — других у ОПЕК и не входящих в эту организацию стран просто нет.
Предварительные соглашения с Тегераном и Каракасом — для Москвы большой плюс. Ведь Иран и Венесуэла входят в пятерку крупнейших добывающих стран ОПЕК. Они могут повлиять на позиции других государств относительно снижения производственных квот.
Но этого пока мало. 10 декабря в Вене договорились встретиться представители крупных нефтедобывающих стран, чтобы обсудить меры по сокращению добычи. После переговоров с Москвой Мексика, Азербайджан и Казахстан готовы присоединиться к ограничению производства.
«Будем надеяться, что это решение обоюдное — то есть ОПЕК не будет стремиться запутать ситуацию и последует собственному решению. Однако если рассматривать ситуацию с многих аспектов, есть все предпосылки, что это соглашение тихой сапой будет постепенно расторгнуто, пусть и не на государственном уровне, но на уровне собственно добывающих компаний», — полагает глава аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов.
Что же тогда будет с рублем? Есть два варианта. Если итоги встречи в Вене рынок расценит как провальные, то обвал нефтяных котировок неизбежен. Баррель опустится далеко ниже $50 и, скорее всего, дойдет до 40 за баррель (может быть и $35). Но этот провал, как считают эксперты, вряд ли будет долговечным. За резким падением последует восстановление, как и после предыдущих встреч ОПЕК по вопросу заморозки.
По словам Су верова, принципиально картина на рынке нефти не изменится. Российская валюта «до» и «после» нового года будет колебаться в районе 63–65 рублей за доллар. При переходе нефти в район $45–50 за баррель доллар по отношению к рублю может подняться в район 75–80 рублей. «Но пока надеемся на лучшее и ждем встречу в Вене», — отмечает Сергей Суверов.