Традиционно рынок алкогольной продукции в стране считался благодатным полем для осуществления теневых схем нелегального бизнеса. Подпольные производства, реализация суррогата, нелицензированная торговля, и как следствие — массовые отравления граждан и внушительные потери бюджета от неуплаты налогов и акцизов с отрасли. Рынок алкоголя, возможно, еще долго оставался бы теневым и криминализированным, но кризис и дефицит бюджета заставили государство действовать решительно: с ноября 2015 года для наведения порядка действует «дорожная карта» алкогольного рынка.
Кроме того, с 2016 года ужесточились меры по учету и контролю алкогольной продукции в цепи от производства до реализации в оптовом сегменте и в рознице с помощью системы ЕГАИС. С 1 января 2016 года к ней было подключено оптовое звено алкогольного рынка, а с 1 июля — розничные точки в городах, в 2017 году подключится и село. Как отметил Александр Хлопонин на заседании правительственной комиссии, внедрение системы позволило эффективно контролировать легальность каждой бутылки и обезопасить граждан от фальсификата. В результате работы системы увеличился объем легальной продукции. По данным Росалкогольрегулирования, за 9 месяцев текущего года рост объема производства алкоголя без учета пива и пивных напитков составил 11,8%, увеличившись со 126 до 140 млн декалитров. Вместе с тем вырос и показатель розничных продаж: на 2,9% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Таким образом, доля нелегального рынка пропорционально снизилась.
Еще недавно масштабы правонарушений на рынке алкогольной продукции поражали воображение. Сейчас, как утверждают специалисты отрасли, совершать их стало значительно сложнее. По данным МВД, за 9 месяцев возбуждено свыше 5 тысяч уголовных дел по фактам незаконного производства и реализации алкоголя, выявлено около 90 тысяч административных правонарушений, внесено 54 представления на приостановление действий лицензий. В результате принятых мер 109 подпольных производств и 37 организованных групп прекратили производство суррогата. При этом из незаконного оборота изъято около 400 тысяч декалитров этилового спирта и более 1 млн декалитров алкогольной продукции.
Чиновники и эксперты уверены: система ЕГАИС, продемонстрировавшая свою эффективность, стала важным инструментом наполняемости бюджета страны. В 2016 году в бюджет за счет акцизов поступило 265,5 млрд рублей против 222,4 млрд рублей за 10 месяцев прошлого года, констатировал вице-премьер Александр Хлопонин на заседании комиссии. Однако, по последним данным, уже за 11 месяцев в казну поступило почти на 50 млрд рублей больше, чем в прошлом.
«Система ЕГАИС, распространенная на все звенья товаропроводящей цепочки, доказала свою эффективность. Сейчас можно отследить алкогольную продукцию с момента производства до момента реализации. Каждая единица отражается в системе, вы получаете чек с QR-кодом и можете проверить, что вам продали. Таким образом, система успешно вытеснила нелегальный алкоголь из розницы. В результате выросло легальное производство, а поступления с акцизов и налогов в бюджет увеличились на 19%», — сообщил в беседе с «МК» председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров.
Хотя введение ЕГАИС в целом улучшило ситуацию на рынке, ряд проблем сохранился, во многом из-за отсутствия правовой базы. В частности, до сих пор в России должным образом не регулируется продажа спиртосодержащих жидкостей «двойного назначения»: аптечных настоек, косметических тоников, лосьонов. По экспертным оценкам, рынок суррогатов составляет до 20% от объема всего рынка алкогольной продукции и динамично развивается. Ассортимент пополняется, а разнообразие вкусов и ароматов дешевых флакончиков делает их все больше привлекательными для определенной категории потребителей. В основе всех этих жидкостей — пищевой спирт для парфюмерной промышленности, из которого также производят низкокачественную водку. Этот спирт очень дешевый, так как его получают с нулевым акцизом предприятия, зарегистрированные как косметические фирмы.
При этом приобрести такую продукцию можно не только в аптеках и косметических магазинах, но и в вендинговых автоматах, которые до сих пор не попадают под действие антиалкогольных законов. В 2016 году такие «алкоматы» работали в Пензе, Ижевске, Казани, Уфе, Тольятти, Новоуральске, Калуге и Саранске. Заряжаются эти аппараты 99-миллилитровыми пузырьками «лосьонов», содержащих до 75% спирта, с заманчивыми названиями, а сами автоматы можно приобрести в Интернете и установить в любом месте. Мало того, что такая «парфюмерно-косметическая» продукция вредна для здоровья при употреблении внутрь, она не признается подакцизной продукцией. Эта законодательная недоработка оставляет лазейки для «левых» производителей, которые не только могут под видом «лосьона» выпускать дешевые «мерзавчики», но и продавать их в любом месте и любое время.
С 1 января 2017 года производители медицинского спирта будут подключены к ЕГАИС. Как рассказал Дмитрий Добров, в будущем и использование фармсубстанции планируется ввести в систему ЕГАИС, что во многом станет решением проблемы с ее стихийным распространением.
В свою очередь директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз в качестве мер по борьбе с продажей спиртосодержащих «бутыльков» советует продавать лекарственные настойки по рецептам, а также увеличить контроль за оборотом спирта, который идет на производство этой продукции.
Как отмечают эксперты, окончательно привести в порядок алкогольный рынок мешает высокая доходность незаконной деятельности при относительно низком размере штрафов и ответственности. Еще бы: доходность нелегального производства составляет не менее 600% за счет неуплаты налогов, а все риски продавцов нивелируются возможной прибылью.
Чтобы заполнить законодательные пробелы, Росалкогольрегулирование подготовило законопроект, который предлагает усилить административную ответственность за незаконное производство и оборот алкогольной продукции без лицензии, а также установить новый механизм определения размера штрафа для юридических лиц, например, ввести оборотные штрафы, зависящие от размера выручки. Также среди законодательных инициатив — отмена нулевой ставки акциза на пищевой спирт для парфюмерной промышленности, запрет «алкоматов», введение акцизов на спиртосодержащую продукцию «двойного назначения».
«Необходимо ужесточить ответственность за нелегальное производство и оборот алкогольной продукции, — считает Дмитрий Добров из СПАП. — В частности, нужно приравнять ответственность за производство и оборот поддельной федеральной специальной и акцизной марок к ответственности за подделку денежных знаков».