Очередная реформа онлайн-шопинга пройдет в два этапа. Сначала порог беспошлинной торговли опустится до 500 евро в месяц. При превышении придется заплатить пошлину в размере 30% от «наценки». Далее планка опустится до 200 евро, но не в месяц, а для каждой покупки. Пошлина сверх этой нормы составит 15% от суммы, превышающей порог. Предполагается, что первые изменения вступят в силу уже в середине 2018 года.
Известно ведь, что в иностранных магазинах многие товары можно приобрести значительно дешевле, чем в России. Это касается, к примеру, одежды, обуви, бытовой техники. А также там можно купить различные гаджеты, которых в нашей стране просто нет. Тем не менее, чиновники уверяют, что обычные граждане влияния новых требований не заметят. На посылки ценой свыше 500 евро приходится примерно 10% объема посылок в стоимостном выражении. Большинство же покупателей укладываются в 150 евро. Поэтому предлагаемые меры направлены исключительно на борьбу с недобросовестными предпринимателями, которые беспошлинно ввозят товары не для личного пользования, а для последующей перепродажи.
Идею снижения порога беспошлинного ввоза интернет-посылок впервые озвучил еще пару лет назад Минфин совместно с Федеральной таможенной службой, ссылаясь на то, что это «нормальные цивилизованные правила интернет-торговли». В европейских странах норма беспошлинного ввоза — 22 евро. Россия - в числе последних стран, где остался такой огромный порог в тысячу евро. Тогда же прозвучало предложение установить его на уровне 150 евро за посылку, которое, правда, в последствии было отклонено.
Примечательно, что введение жестких ограничений поддерживали российские интернет-магазины. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) направляла даже письмо Владимиру Путину с просьбой ускорить принятие мер по регулированию трансграничного сегмента рынка интернет-торговли. АКИТ также хотела ограничить посылки суммой 150 евро. Отечественные продавцы регулярно жалуются на неравенство между российскими игроками и иностранными товаропроизводителями. При производстве товаров на территории России в его цену, помимо налога на добавленную стоимость, входят пошлины и затраты на сертификацию. В результате разница в цене может доходить до 30-40%. Не в пользу наших товаров, естественно. Разумеется, ценовой разброс не могли не заметить российские покупатели, поэтому аудитория зарубежных магазинов продолжает расти.
Минувшим летом та же АКИТ выступила с инициативой введения НДС для иностранных интернет-продавцов. Представители ассоциации посчитали, что на налоговый учет нужно ставить ритейлеров, чья выручка за последние три месяца превышала 2 млн рублей. Однако объединяющая в том числе зарубежных ритейлеров Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ) предупредила, что расширение НДС на зарубежные площадки грозит ростом расходов федерального бюджета на администрирование новых налогов и пошлин, появлением серых каналов ввоза и, как худший вариант, уходом с российского онлайн-рынка зарубежных игроков.
«Сегодня не только Россия, но и все остальные государства хотят получать деньги в казну с онлайн-покупок. Но практика показывает, что пока стоимость администрирования в разы превышает собранные налоговые суммы. Вряд ли в нашей стране будет по-другому», - считает президент НАДТ Александр Иванов. Хуже всего, по его мнению, то, что в результате всех реформ граждане будут платить не только за свою покупку, но и за функционирование фискальной системы.