С «бегством» капитала российское правительство борется не первый год. Если в «тучные» нулевые годы капитал только притекал, то начиная с 2008-го тенденция кардинально поменялась. За это время из России вывезли чуть меньше триллиона долларов. Например, за первые десять месяцев 2015 года в той или иной форме из России вывезли $48 млрд. А в 2014 году аж $154 млрд.
Однако в этом году отток уменьшился в пять раз, до $9,6 млрд. Причем важен не только количественный показатель, но и его качественное изменение. Если раньше в структуре оттока капитала была большая доля нелегального вывоза и невозврата, то сейчас она сократилась практически до нуля.
Как поясняют в российском Центробанке, если в прошлом году основным компонентом чистого вывоза являлось погашение внешнего долга банками, то в 2016 году существенным фактором стало наращивание иностранных финансовых активов прочими секторами.
«Отток капитала по-прежнему формируется в большей степени за счет погашения внешних обязательств, но в текущем году эта сумма меньше, чем в 2015-м. На 1 января 2016 года внешний долг России составлял $515,254 млрд, что на 14% ниже аналогичного показателя на 1 января 2015 года. Да и по графику платежей пик выплат внешнего долга придется на конец года», — комментирует «МК» аналитик ГК Forex Club Ирина Рогова.
Таким образом, как отмечают эксперты, в настоящее время главная причина сокращения «бегства капитала» — возобновление притока инвестиций в нашу страну. Причем росту привлекательности вложений в Россию способствуют наметившиеся положительные сдвиги в отечественной экономике. «Какие-то 1,5–2 года назад наши финансовые рынки лучше всего характеризовал термин «нестабильность». Стремительный обвал котировок нефти марки Brent к минимумам в районе $27 за баррель сильно ударил не только по курсу рубля, но и по реальному сектору экономики. Банк России в борьбе с падением национальной валюты был вынужден пойти на экстренные меры в виде повышения ключевой ставки до 17%. Это автоматически снизило доступность заемных средств для бизнеса и домохозяйств, что привело к падению деловой активности и снижению потребительской уверенности», — комментирует ведущий аналитик GLOBAL FX Сергей Мельников.
Однако затем цены на нефть оттолкнулись от минимумов и доросли до уровня в $50 за баррель. Это позволило ЦБ начать цикл смягчения денежно-кредитной политики, который длится до сих пор. Сейчас мы имеем валюту, которая обрела устойчивость, а также относительно стабильные цены на нефть. Это делает российские активы значительно более привлекательными, чем пару лет назад. К слову, по оценке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), в следующем году наша экономика должна вырасти на 1,2%, что гораздо смелее 0,6%, обозначенных в базовом прогнозе Минэкономразвития.
Уже сейчас налицо замедление темпов падения ВВП. «По предварительной оценке, в третьем квартале 2016 года снижение составило всего 0,4% в годовом выражении. Позитивным фактором можно назвать стабилизацию в промышленном секторе: объемы промпроизводства в месячном выражении стабильно растут с июня 2016 года», — полагает Ирина Рогова.
Другими словами, в Россию потихоньку начинают возвращаться инвесторы. За 9 месяцев 2016 года инвестиции из-за рубежа выросли до $8,3 млрд, при том что за весь прошлый год их набралось только $5,9 млрд. Как отмечает агентство Bloomberg, ряд крупных иностранных компаний верят в будущий рост нашей экономики и считают, что сейчас самое подходящее время для инвестиций в Россию. Например, шведская IKEA намерена вложить $1,6 млрд в течение пяти лет в открытие новых магазинов. Французская LeroyMerlin собирается удвоить сеть магазинов за тот же период времени и готова на это потратить $2 млрд. Phizer Inc готовится строить завод по производству лекарств, а Mars Inc — завод по производству жевательной резинки и кормов для животных. «С их объемами это могут быть солидные проекты. То, что инвестиции уже выросли на 40%, а год еще даже не закончился, — очень хорошо, но стоит учитывать, что мы отталкиваемся от очень низкой базы прошлого года. А ориентироваться стоит как минимум на докризисный 2013 год с $69,2 млрд. Так что нам есть к чему стремиться в плане инвестиций», — говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
Зарубежные инвесторы сейчас активно интересуются российским агропромышленным комплексом. «В уходящем году доля сельскохозяйственных проектов с участием зарубежных инвесторов на 30% превысила показатель 2015 года. В данной сфере ведется активное сотрудничество с Таиландом, Индией, Китаем и другими странами. Все эти факторы в совокупности работают на улучшение инвестиционного климата в России», — считает Сергей Мельников.
По словам экспертов, сейчас главное — оправдать ожидания инвесторов: показать, что они не напрасно доверили нам свои деньги и не просто так создают рабочие места. «Иностранные инвесторы — это производители товаров широкого потребления, для них крайне важна покупательная способность населения. Просто так раздать деньги всем жителям России не получится — от этого не будет прока, да и бюджет не потянет. Значит, остается только развивать отечественные компании, причем не зацикливаясь на локальных мерах поддержки отдельно взятых отраслей: они необходимы, но недостаточны», — говорит Исаев.
В этом вопросе очень хорошо может помочь снижение ключевой ставки ЦБ, что позволит сделать кредиты более доступными, а долговое бремя — посильным. «Тенденция к приходу инвесторов сейчас очевидна, и этим нужно пользоваться. Ни в коем случае нельзя закрываться. Такой шанс может не повториться. Не стоит стремиться к рекордным показателям инфляции, боясь повторения прежних ошибок в виде ничем не подкрепленного роста доходов населения. Смягчение кредитной политики и оживление экономики — вполне посильная задача, если учесть накопленный опыт», — уверен эксперт.
Как отмечает региональный директор eToro в России и СНГ Павел Салас, сейчас российское правительство активно стимулирует иностранных инвесторов вкладываться в нашу экономику, проводя форумы, по итогам которых подписываются многомиллионные контракты. Причем благодаря программе по импортозамещению все чаще создаются совместные предприятия, выпускающие отечественную продукцию.
Кроме того, после победы Дональда Трампа на выборах США растут шансы на потепление отношений между Россией и Западом. А это значит, что появляется надежда на снятие санкций, и российским компаниям, весьма вероятно, будет открыт доступ к внешним рынкам. В результате ускорится приток инвестиций в нашу страну. «Помимо экономических факторов долгое время имели место политические риски, в том числе связанные с выборами нового президента США. Возможное избрание Хиллари Клинтон однозначно воспринималось инвесторами как негатив для России, многие игроки предпочли перестраховаться и заранее вывести капитал из ставших слишком рискованными активов, с тем чтобы «переждать бурю». Однако с приходом Трампа ситуация меняется, а деньги, убежавшие было за границу, возвращаются в страну, так как есть надежда, что новая американская администрация приложит усилия для улучшения двусторонних отношений, что должно положительно сказаться на экономике», — считает Павел Салас.
МЕЖДУ ТЕМ
Китайское правительство забило тревогу. Власти Поднебесной обеспокоены выводом капитала из страны, который принимает тревожные масштабы. За первые девять месяцев 2016 года прямые иностранные инвестиции китайских компаний увеличились более чем на 50% по сравнению с тем же периодом 2015 года. На 1 ноября они составили $145,9 млрд. Поэтому Пекин намерен в ближайшее время взять их под жесткий контроль. Госсовет КНР подготовил пакет мер, направленных на проведение тщательных проверок приобретений китайским бизнесом зарубежных компаний и других активов за границей. Для этого министерство торговли КНР намерено отслеживать все сделки китайских компаний стоимостью не менее $10 млрд. В случае с государственными компаниями интерес регуляторов будут привлекать инвестиции не менее $1 млрд. Проверяться будут также сделки стоимостью более $1 млрд независимо от формы собственности фирмы, если инвестиции направляются в непрофильный для нее бизнес. Сейчас такие сделки нужно просто регистрировать. Причем не так уж и редки случаи прямого мошенничества, когда под видом приобретений деньги просто выводятся из Китая в офшоры.
АНАЛИТИКИ ВСЕМИРНОГО БАНКА УЛУЧШИЛИ ПРОГНОЗЫ ПО РОССИЙСКОМУ ВВП
«В 2016 году мы прогнозируем, что рост российской экономики составит 0,6%, что лучше нашего июньского прогноза в минус 1,2%. Если цена на нефть в 2017 году будет $55,2 за баррель и $59,9 в 2018 году, в экономике наметится рост в 1,5% и 1,7% соответственно», — отмечают аналитики организации.
Улучшение оценки банк связывает с более благоприятными условиями внешней торговли, которые начали подстегивать рост внутреннего спроса даже на фоне достаточно слабого внешнего спроса. Предпринятые российским правительством за последние два года меры — гибкий валютный курс, сокращение расходов бюджета и использование средств Резервного фонда — облегчили процесс адаптации экономики, подчеркивает Всемирный банк.
Экономисты банка также считают, что российские власти в целом неплохо справляются с внешними шоками и проводят правильную денежно-кредитную политику.