Кредитный бум
Несмотря на то что продажи автомобилей продолжают падать, в первом полугодии 2016 г. наблюдался рост спроса на автокредиты. За 9 месяцев продажи новых машин в России снизились на 13,3%, составив 1 147 670 шт. При этом количество выданных автокредитов за тот же период выросло на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., объемы автокредитования выросли на 16% (или на 17,20 млрд руб.).
За счет льготных кредитов было реализовано более 215 тыс. машин. То есть почти каждый пятый автомобиль в стране был реализован по программе государственного субсидирования ставок. Покупки автомобилей являются барометром экономического состояния страны. И без господдержки этот рынок покинули бы не только американские бренды. Пока котировки «Аэрофлота» выходят на исторический максимум, акции «АвтоВАЗа» торгуются в 4 раза ниже, чем 6 лет назад. И это при том, что продукция волжского завода остается самой продаваемой на российском рынке.
Если говорить о хорошем, то за январь–сентябрь средний размер автокредита вырос на целых 14% — с 675 до 770 тыс. руб. Это происходит не из-за резкого роста зарплат: людям приходится больше занимать из-за роста цен на новые автомобили. «Годовой прирост цен на новые иномарки составил 15–20%. На вторичном рынке цены выросли всего на 5–7%. И это обусловило еще одну тенденцию — рост продаж б/у автомобилей, в том числе в кредит. Банки подхватили эту тенденцию — за год разница между стоимостью кредитов на новые и подержанные автомобили сократилась с 9% до 6,3%», — рассказывает зампредправления ФГ БКС Станислав Новиков. Помимо удорожания автомобилей средняя сумма кредита растет из-за падения доходов россиян. По этой же причине в сегменте растет просроченная задолженность. За январь–сентябрь «просрочка» выросла на 22%, просроченным оказался каждый десятый автокредит. Тем не менее банкиры ожидают, что следующий год окажется переломным из-за эффекта низкой базы.
Щедрые ставки
Ставки по автокредитам на сегодняшний день очень привлекательные: 7–10% годовых. По таким параметрам можно сейчас оформить кредит в рамках госпрограмм. К концу 3-го квартала ставки основных игроков приблизились к своим минимальным значениям. Подтверждением является тот факт, что после снижения ключевой ставки ЦБ 19 сентября 2016 года и до сих пор мы не увидели серьезных изменений в целом по рынку. Более того, со снижением ключевой ставки снизился и размер субсидии по программе льготного автокредитования, что привело в некоторых случаях к небольшому росту ставок в программах отдельных участников.
«Среди новых тенденций рынка в 2016 году мы наблюдаем активное развитие программ кредитования с отложенным платежом, которые позволяют снизить размер ежемесячного платежа для клиента. Мы видим рост интереса к таким продуктам как со стороны заемщиков, так и со стороны автопроизводителей-участников рынка», — отмечает директор департамента автокредитования Русфинанс Банка Наталья Русова.
Также, по ее словам, повышается интерес автодилеров и автопроизводителей к сегменту подержанных авто. Многие автопроизводители начали активно развивать собственные программы кредитования для б/у автомобилей. В этом году все производители, входящие в топ-10, предлагают фирменные программы на подержанные автомобили, за исключением отечественных авто. Вслед за дилерами и автопроизводителями банки также активно развивают продуктовые предложения для кредитования в этом перспективном сегменте.
Если абстрагироваться от госпрограммы, то средние ставки на покупку нового автомобиля с КАСКО сейчас начинаются от 17% годовых в рублях, без страховки — от 20% годовых. На покупку подержанного автомобиля с КАСКО — от 20,5% годовых и от 23,5% годовых без оформления страховки. «Для того чтобы понизить ставку по автокредиту, банк предлагает клиентам при совершении сделки оформить страхование КАСКО и полис страхования жизни. Размер «скидки» в зависимости от срока кредита и вида страховой программы может достигать 2,75%. Кроме этого, если у клиента банка уже есть положительная кредитная история или справка о доходах, он может также рассчитывать на дополнительное снижение ставки на 0,5%», — сообщил директор департамента розничных банковских продуктов Балтинвестбанка Андрей Суровцев.
Он прогнозирует снижение ставок по автокредитам от 0,5 до 1 процента пропорционально снижению ключевой ставки ЦБ. В целом на изменение ставки по автокредитам влияет экономическая ситуации в стране, а также повышение конкуренции за платежеспособного клиента.
Банкиры сейчас отмечают увеличение времени владения автомобилем до 5–7 лет, в то время как раньше люди стремились поменять машину через 3–4 года. На это влияют разные факторы, в том числе и конкуренция со стороны, как это ни странно, ипотечных программ. Сейчас ипотеку на новостройку можно взять по ставке ниже 12% годовых. Из-за жесткой конкуренции между застройщиками новостройки, особенно на окраинах Москвы и в ближнем Подмосковье, стали доступными для семьи работающих москвичей. И люди предпочитают вложиться в жилье, чем ездить на красивой машине.
Люди стараются жить без показного шика, поэтому и машины меняют уже не так часто. Кроме того, если раньше можно было прийти в салон и легко выбить скидку из-за затоваривания складов, то теперь дорогие иномарки привозят под заказ, просчитывают спрос, а не отдают покупателю с большой скидкой. Рынок адаптировался к изменениям в цене на нефть, к тому же Россия для зарубежных производителей не является приоритетным рынком.
Особенный декабрь
Тем не менее именно в декабре тормозить не стоит. Автосалоны и банки закрывают финансовый год: им надо отчитаться о росте продаж, поэтому сейчас стоит присмотреться к праздничным предложениям. «Участники рынка предлагают различные акции. Банки идут на снижение ставок, автосалоны предлагают дополнительные скидки на приобретение автомобилей. В целом рынок кредитования чувствует себя неплохо, даже на фоне продолжения падения продаж новых автомобилей», — отметил директор по развитию автокредитования департамента розничного бизнеса Локо-Банка Андрей Ермаков. Он советует перед оформлением кредита внимательно изучать кредитную документацию на предмет скрытых платежей и дополнительных комиссий.
Но нынешний декабрь будет отличаться от 2015 и 2014 годов, когда автосалоны фиксировали ажиотажный спрос из-за девальвации валюты. В этом году рубль стоит как скала. Сейчас гораздо реже дарят автомобиль в качестве новогоднего подарка, констатирует Суровцев. По его словам, на принятие решения о покупке может повлиять в первую очередь цена самого автомобиля, а также резкое ослабление рубля или появление информации о продлении программы государственного субсидирования новых автомобилей на 2017 год.