Сначала скажем об отрицательных моментах. Как отмечает руководитель проектов Института современного развития Никита Масленников, соглашение о снижении добычи ОПЕК достигнуто лишь в устной форме — страны картеля должны подписать его в течение 10 дней. То есть, есть огромный риск, что за это время кто-нибудь из них еще передумает и перемирия так и не будет. Другими словами, все тянули время, срараясь выжать из ситуации как можно больше пользы. Но нефтяные страсти постепенно угасают. В день проведения саммита ОПЕК нефтяные котировки взлетели на 8,5%, а на следующие сутки «черного золото» выросло в цене на 4,5%. Уже через день-два можно ожидать отката. Сырье снова начнет возвращаться к $50 и ниже, а доллар приближаться к 65 рублям.
На 9 декабря, это дата, до которой должно быть завизировано соглашение ОПЕК, картель наметил проведение встречи с коллегами из государств, не входящих в свой состав. Здесь также есть повод для конфликта. ОПЕК рекомендовал странам, не входящем в картель, снизить добычу на 600 тыс «бочек». На Россию приходится 400 тыс. Наша страна, хотя ей и не обязательно выполнять рекомендации картеля, согласилась убавить мощности на 300 тыс. Не будет странно, что и другим странам не из ОПЕК захочется, чтобы сокращение добычи коснулось их как можно меньше, а их квоты были больше. Чем больше участников спора, тем больше противоречивых мнений. Тем самым, спор отнимает больше времени. Проверить, действительно ли страны сократили добычу, а также, кто на сколько, можно будет только по завершению I квартала 2017 года, когда копании станут предоставлять промежуточные производственные и финансовые сведения.
Еще один довод против пары «нефть-рубль» — это заседание ФРС США, которое намечено на середину декабря. «Там будет решаться судьба процентных ставок. Большая часть рынка ожидает их повышения. Увеличение ставок спровоцирует дальнейшее укрепление доллара, а, поскольку нефть номинирована именно в этой валюте, то для нее это не пройдет бесследно. Чрезмерное укрепление доллара будет препятствовать росту цен на нефть в среднесрочном периоде», — полагает замдиректора аналитического департамента Альпари Анна Кокорева.
Складывается впечатление, что у рубля тоже нет шансов. Но это смотря как взглянуть. Вопреки всем прогнозам негативно настроенных экспертов, наша валюта все-таки растет. Стоит заметить, что большинство экспертов говорят не о падении цен на нефть, а всего лишь о торможении роста. Пусть к нынешней положительной тенденции приложили руку и спекулянты, фундаментальных причин радоваться тоже хватает — страны ОПЕК встретились и «хотя бы» о чем-то договорились. По мнению главы Комитета Госдумы по энергетической политике IV созыва Ивана Грачева, в 2017 году нефти вполне по зубам перешагнуть планку в $65, хотя в среднем ее стоимость не будет выше $55.
В дальнейшем будущем у «черного золота», по мнению Грачева, есть и возможность выхода на уровень по-серьезнее. Он уверен, что к 2019 году цена барреля может подтянуться до $90, а в 2012 году — до $100. «До каждого очередного кризиса мировая экономика растет на 1–2% в год. Спрос на нефть в таких условиях увеличивается не меньше чем на 1,5%», — полагает эксперт. Однако он не отрицает, что все могут испортить американские компании, которые при высокой цене переполнят рынок сырьем и снова снизят котировки. Поэтому нынешнее положение, по крайней мере, до 9 декабря, выглядит крайне нестабильным и неустойчивым.