На 2017 год правительство в любом случае не намерено менять размер пособия по безработице. Цифры останутся на уровне нынешнего года: минимально 850 рублей и максимально 4,9 тыс. рублей. На их выплату в федеральном бюджете зарезервировано 43 млн рублей. По нынешним временам деньги, что получают безработные, — совсем смешные, особенно с учетом инфляции. Уровень выплат зависит от зарплаты на последнем месте работы, однако большинство, как правило, получают минималку. Ее назначают всем, кто встал на учет в службу занятости через две недели после увольнения, и тем, кто проработал на последнем месте меньше полугода.
«В случае с повышением пособия по безработице принципиально имеют значение три вещи: условия доступа к пособию, размер и продолжительность выплат. Если меняется что-то одно, а другое идет в сторону, скажем, уменьшения, то хорошего не жди, — считает директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон. — Можно установить размер пособия даже на уровне 20 тыс. рублей, но оно будет выплачиваться всего 3 дня, и замучаешься его оформлять. Или пособие будут давать всем подряд, получать его можно вечно, но всего по 3 копейки в месяц... Поскольку, как я понимаю, увеличенный размер пособия обсуждается в рамках нынешнего бюджета, можно как раз ожидать появления дополнительных «вводных», что сведет положительный эффект к минимуму».
Впрочем, в Минтруде не скрывают, что рассчитывают провести переформатирование без дополнительных трат из бюджета — просто поплотнее распределить уже имеющиеся 43 млн рублей. Ранее сообщалось, что остаться без пособий могут выпускники учебных заведений, безработные, которые службой занятости были направлены на учебу, но бросили ее. А также бывшие индивидуальные предприниматели и фермеры и еще те, кто обратился в службу занятости только через год. Также предлагается сократить сроки выплат. Сейчас пособие выплачивается по схеме не более 12 месяцев в течение полутора лет, а будет максимум на шесть месяцев в течение года.
Логика властей понятна, но вряд ли это оптимальный способ решения проблемы. Сейчас численность официально зарегистрированных безработных граждан, то есть тех, кто стоит на учете в службах занятости, колеблется в районе 900 тыс. человек. Хотя общая безработица, рассчитываемая по нормативам Международной организации труда, составляет порядка 4 млн человек. При этом Минтруд не предлагает облегчить налоговую и административную нагрузку, что стимулировало бы бизнес создавать рабочие места, а предлагает экономить на людях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
По словам заведующего Центра анализа социальных программ и рисков Сергея Смирнова, во многих странах есть обязательное страхование от безработицы. Когда работник заключает договор с работодателем, с его заработка обязательно уплачивается в специальный фонд некий процент в качестве страхового платежа на случай потери работы. «Это нормальная практика, так и должно быть, чтобы работник чувствовал себя социально защищенным», — пояснил собеседник «МК». Он напомнил, что до 2001 года и в России существовал Фонд занятости. Там была масса расходных статей — выплаты пособий по безработице, стипендии направляемым на профессиональную подготовку, досрочные пенсии. Сейчас подобного фонда, увы, нет, а вся нагрузка по поддержке безработных легла на федеральный бюджет. «Мы можем увеличивать размер пособия, но тогда этого не выдержит наш бюджет. Или надо будет сокращать другие программы: пенсии, социальные выплаты», — продолжает Смирнов. Кроме того, по мнению Владимира Гимпельсона, есть и другая проблема: чем выше пособие по безработице, тем сильнее иждивенческие настроения у граждан. Многие могут посчитать, что им выгоднее не работать, а сидеть на шее у государства.