В этом году впервые за несколько последних лет индекс ММВБ порадовал инвесторов. Рост основного российского индикатора составил за 11 месяцев 20%. Это в два раза выше, чем максимальные ставки по депозитам. Инвесторы начали вспоминать о том, что фондовый рынок может быть прибыльным занятием. Самый яркий пример — акции Сбербанка, которые имеют хорошую перспективу стоить в долларах столько же, сколько до введения санкций.
Рынок начинает подниматься из руин, хотя по индексу РТС этого не скажешь — он лишь немного превышает 1000 пунктов, в 2,5 раза ниже его максимальных значений 2008 года. Однако зарплату в России выдают в рублях, и лучше всего смотреть на рублевые значения акций, которые в этом году порадовали инвесторов.
В 2017 году имеет смысл ждать продолжения восстановительного тренда в экономике (учитывая эффект низкой базы 2015–2016 гг.), в частности в потребительском секторе. Даже небольшое восстановление цен на нефть вместе с потеплением российско-американских отношений (включая возможную отмену санкций как со стороны США, так и со стороны ЕС) должны обеспечить укрепление рубля и, соответственно, простимулировать рост потребления. «Бенефициарами станут ретейлеры (продуктовые: Х5, «Дикси», «Лента»; сегмент электроники — «М.Видео»), банки (Сбербанк, ТКС) и девелоперы (ЛСР, «Эталон»). Застройщиков стоит выделить особенно — в преддверии ожидаемого снижения учетной ставки ЦБ на 100–200 б.п. в следующем году, что заметно повысит интерес к кредитованию, в том числе ипотечному», — прогнозирует аналитик УК «Райффайзен Капитал» София Кирсанова.
Аналитик осторожно смотрит на нефтегазовый и металлургический сегменты. Денежный поток нефтегазовых компаний в 2017 году окажется под давлением налогового бремени (увеличение НДПИ, акцизов, а также дополнительные взимания с «Газпрома»). Это негативно скажется на дивидендных выплатах, поэтому интерес иностранных инвесторов в отношении компаний может пойти на убыль. Напомним, нефтегазовый сектор занимает около 70% индекса российского фондового рынка.
Металлургические компании в 2016 году, несмотря на схлопывание маржи на фоне укрепления курса рубля, были в центре внимания инвестсообщества. Сначала на фоне роста цен на железную руду в 1-м квартале года, затем на фоне роста цен на уголь в 3-м квартале, который подтолкнул вверх и цены на прокат. Однако поддержка последнего фактора, во-первых, может оказаться очень краткосрочной, а во-вторых, привести к сокращению маржи переработки компаний, которые не полностью интегрированы в уголь (НЛМК, ММК, «Северсталь» — по мере снижения степени негативного влияния).
Андрей Шенк из УК «Альфа Капитал» считает, что будущий год, как и 2016-й, скорее всего, будет годом точечных идей. Хотя индексные бумаги в этом году показали себя хорошо, например, тот же Сбербанк, отдельные компании позволили получить гораздо большую доходность. Эксперт исходит из того, что в следующем году экономика РФ вернется к положительным темпам роста, инфляция продолжит замедляться, а реальные ставки будут оставаться высокими, хотя ЦБ и будет снижать ключевую ставку. «Глобальная экономика, скорее всего, сохранит текущие темпы роста, но в США, вероятно, мы увидим некоторое ускорение, тогда как в Европе стагнация может продолжиться. На этом фоне наиболее интересными могут оказаться сырьевые компании. Победивший на выборах в США Трамп планирует нарастить инвестиции в инфраструктуру более чем на $1 трлн, что в совокупности с китайскими $800 млрд создаст дополнительный спрос, в том числе на металлопродукцию и уголь. В этой ситуации привлекательно выглядят черные и цветные металлурги», — полагает аналитик.
С этой точкой зрения соглашается и Виталий Багаманов из БКС «Ультима». По его словам, на фоне постепенного выхода экономики России из рецессии внутренний спрос на сталь в 2017 году может вырасти примерно на 1%. Из-за относительно невысокой долговой нагрузки металлургические компании могут увеличить дивидендные выплаты. Дополнительный интерес инвесторов к сырьевым компаниям может обеспечить вероятное ослабление рубля в следующем году до 65–67 руб. за доллар.
Если взглянуть на идеи глобального рынка, то на будущий год Багаманов сохраняет позитивный взгляд на мировой технологический сектор, который может обеспечить самые высокие темпы роста чистой прибыли по сравнению с другими несырьевыми секторами. В частности, стоит обратить внимание на разработчиков устройств беспроводной связи. Кроме того, из-за победы Дональда Трампа на выборах в США привлекателен и сектор биотехнологий. В последние месяцы он находился под давлением из-за комментариев Хиллари Клинтон, которая собиралась ужесточить регулирование отрасли в случае ее избрания.
Перспективы российского фондового рынка в 2017 году следует анализировать через потенциал роста или коррекции энергорынка и его влияния на рубль. К сожалению, несмотря на регулярные замечания представителей ОПЕК о необходимости принятия совместных скоординированных мер по ограничению или заморозке нефтедобычи, до сих пор не было предпринято ни одного действенного шага, направленного на восстановление баланса спроса и предложения на рынке энергоресурсов. Другими словами, в 2017 году глобальный переизбыток и перепроизводство так и останется одной из ключевых проблем всей мировой энергетической арены, в то время как котировки нефти будут неуклонно двигаться вниз, переписывая многомесячные минимумы.
В свою очередь снижение цен на нефть спровоцирует девальвацию российской валюты и снова разгонит инфляцию, считает ведущий аналитик AMarkets Артем Деев. Он советует в 2017 году держаться подальше от компаний, ориентированных на внутренний спрос, а также задействованных в банковском секторе и розничном ретейле. Ставку нужно сделать на тех, кто работает на экспорт и получает выручку в долларах. Положительная переоценка их долларовых вкладов с каждым витком девальвации рубля будет обеспечивать акционеров дополнительной дивидендной доходностью. Особое внимание Деев предлагает обратить на «Акрон», «ФосАгро» и «Сургутнефтегаз».
Шенк, наоборот, считает, что восстановление экономики может положительно отразиться на банковском секторе, поэтому он позитивно смотрит на бумаги Сбербанка. Среди других идей в финансовом секторе, например, Московская биржа и ВТБ. «Нефтяные компании, как ни странно, могут оказаться под давлением в случае, если Трамп реализует свои планы по снятию ограничений на добычу нефти на ряде месторождений в США, что приведет к снижению цен на нефть. Но некоторые компании, считающиеся консервативными, в такой ситуации могут оказаться в плюсе, например «Сургутнефтегаз», — говорит эксперт.
В любом случае следующий год будет важным: станут понятны отношения между Россией и США в свете победы Дональда Трампа. Правда, российский МИД уже остро отреагировал на высказывания избранного президента о смерти Фиделя Кастро, а ключевые посты в администрации могут занять противники сближения с Россией. Поэтому наверняка говорить о том, что будет с санкциями, мы сможем только в начале будущего года, который может стать переломным для российского рынка акций.