Одной из первых была названа кандидатура руководителя Агентства стратегических инициатив Андрея Никитина. Бывшего менеджера, уже 5 лет возглавляющего АСИ, считают креатурой Дмитрия Медведева. Однако большинство экспертов считают слух о его назначении уткой.
Легче и незаметнее всего Минэкономразвития перенесет смену руководства, если государство заменит Улюкаева кем-то из его действующих заместителей. Эксперты уже называют двух возможных преемников: Евгения Елина, который сейчас временно исполняет обязанности министра, и Алексея Ведева, успевшего побыть врио лишь несколько часов после задержания Улюкаева. Они практически ровесники, но их судьбы и развитие карьеры несколько отличаются.
Евгений Елин родился в Санкт-Петербурге. Еще в советские времена после института успел поработать и в НИИ, и в райкоме ВЛКСМ, и во Внешторге. Некоторое время занимался ценными бумагами на Ленинградской фондовой бирже. Стоит отметить, что именно с тех пор он должен быть знаком с Владимиром Путиным. В 1992 году Ленинградская фондовая биржа была переименована в Санкт-Петербургскую валютную, управляющим которой стал Елин. Одним из учредителей Санкт-Петербургской биржи был Комитет по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга, который возглавлял нынешний глава России. В Минэкономразвития пришел в июле 2013 года, спустя месяц после того, как министром стал Улюкаев, с которым Елин познакомился в середине 2000 х годов, когда они оба работали в Минфине.
Еще во время работы в Санкт-Петербурге Елин прослыл, с одной стороны, «бескомпромиссным финансистом», с другой — «разумным консерватором». Говорят, в его кабинете долгое время висела табличка с цитатой Че Гевары: «После революции работу делают не революционеры, а технократы и бюрократы. Они контрреволюционеры».
Алексей Ведев, в отличие от Елина, москвич. До прихода в Минэкономразвития государственных должностей он не занимал, если не считать научной работы в Центральном экономико-математическом институте РАН. Слывет отличным аналитиком. Замминистра он стал в августе 2014 года, подхватив эстафету у другого видного стратега — Андрея Клепача. На новой должности ему приходилось нередко оправдывать прогнозы своего ведомства. Иногда оправдания звучали убедительно, в некоторых случаях — внушали подозрения.
В целом же, как полагают аналитики, замена Улюкаева на Елина или Ведева принципиально ничего в Минэкономразвития не поменяет. Что касается недостающего аппаратного веса, то оба могут его набрать. Как это удалось, например, малоизвестной в 2007 году Эльвире Набиуллиной, сменившей во главе Минэкономразвития «тяжеловеса» Германа Грефа.
Возможно также, что «на хозяйство» придут бывшие заместители министра экономического развития Андрей Шаронов или уже упомянутый Андрей Клепач. Первый из них проработал в этом министерстве с 1997 по 2007 год, позже был заместителем столичного мэра Сергея Собянина, а сейчас занимает должность президента Московской школы управления «Сколково». Его считают грамотным и опытным управленцем, показавшим, что умеет при необходимости быть как либералом, так и государственником.
А вот нынешний главный экономист ВЭБа Андрей Клепач, ушедший как раз от Улюкаева в середине 2014 года, ныне принадлежит не к либеральному клану, а к его оппонентам — Столыпинскому клубу. Он один из авторов нашумевшей стратегии этого клуба, предполагающей развитие страны за счет масштабной денежной эмиссии. Этот подход прямо противоречит стратегии Минфина под руководством Антона Силуанова и ЦБ под водительством Эльвиры Набиуллиной. Так что приход в кресло министра Андрея Клепача чреват серьезными внутриведомственными разборками в экономическом блоке правительства. Еще более серьезными противоречиями грозит назначение другого столыпинца — советника Президента РФ Сергея Глазьева.
А некоторые эксперты полагают, что министерство достанется какому-нибудь политическому назначенцу Владимира Путина — например, бывшему губернатору Тульской области Владимиру Груздеву. Тогда министерство вряд ли сохранит статус «экономического штаба» правительства, полученный еще при Германе Грефе.
По мнению зам. директора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерия Миронова, в последние годы было достигнуто единомыслие между тремя ведомствами, от которых во многом зависит развитие нашей экономики, — Минфином, ЦБ и Минэкономразвития. «Результаты этого налицо — уровень инфляции снижается, наметились определенные положительные сдвиги в промышленности, ВВП падает не такими высокими темпами, как ранее. Разрушение экономического блока никаких положительных сдвигов не принесет. Не исключено и увеличение внешнего долга с нынешних 15% до 25% ВВП», — предупреждает эксперт.
По словам директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, приход консерваторов-государственников к руководству Минэкономразвития введет бизнесменов, которые уже сейчас находятся в большой растерянности, в полный ступор. Рост неопределенности в таком случае приведет к усилению кризиса, который грозит затянуться еще на несколько лет.
Читайте материал «Все министры оделись в черное к речи Медведева про Улюкаева»