Нефтяной пасьянс, в котором картами выступают добывающие страны, как готовые ограничить производство, так и не желающие делать шаги в этом направлении, давно определился. Неоднократно в пользу первого решения выступали Россия, Саудовская Аравия, Алжир и Венесуэла. Строго против — Иран и Ирак. Были и колеблющиеся — Катар, Кувейт и Норвегия, которые вставали то на одну сторону, то на другую. Остальные государства предпочитали не встревать в разборки по этому вопросу.
Однако какое-то конкретное решение производителям «черного золота» придется принять, причем в ближайшее время. До встречи стран ОПЕК, на которую приглашены и другие добытчики, в том числе и Россия, осталось две недели. На нефтяном рынке за оставшиеся дни могут сложиться две ситуации: либо наступит затишье, либо игроки станут спекулировать и попытаются «снять сливки» как на слухах о предстоящем снижении добычи, так и на сохранении нынешних объемов производства.
Доказательств, говорящих в пользу как одной, так и другой версии, предостаточно. На днях министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих и его коллега из Алжира Нуреддин Бутерфа по окончании встречи, посвященной предстоящим переговорам 30 ноября, призвал страны ОПЕК оформить соглашение о сокращении добычи. Если такое решение будет принято, то, по словам главы российского Минэнерго Александра Новака, наша страна к нему присоединится.
Однако пока в успешный исход предстоящей встречи верится с трудом. В октябре ОПЕК нарастила добычу до рекордных значений. Россия также установила очередное максимальное достижение.
Так что есть все основания предполагать, что чаша весов склонится к сохранению нынешнего уровня добычи и участники переговоров в Вене разойдутся по домам, не достигнув компромисса.
Тогда, по мнению главы совета директоров консалтинговой компании PIRA Energy Group Гэри Росса, цены на нефть упадут до $35. Российская валюта, потеряв сырьевую поддержку, опустится минимум до 75 рублей за доллар, а отечественный бюджет продолжит испытывать серьезный дефицит, побороть который не помогут никакие резервные фонды.
Может быть, вместо углеводородов нашему правительству наконец-то стоит сделать ставку на другие источники доходов? Например, на воду. В пересчете на понятные большинству единицы измерения литр нефти сейчас стоит около 18 рублей. Тогда как тот же объем питьевой воды в любом супермаркете обойдется в 1,5–2 раза дороже.