Спрос на услуги жилищно-коммунального хозяйства в России гигантский, поскольку практически каждый житель нашей страны является клиентом коммунальщиков. Годовой оборот в этой сфере превышает 4 трлн руб. — то есть примерно 6% годового ВВП. При этом, по данным Минстроя, коммунальные долги в России уже перевалили за триллион. В 2016 году россияне задолжали управляющим компаниям, ТСЖ и энергетикам около 270 млрд рублей. Примерно столько же сами УК должны ресурсоснабжающим организациям. Остальное — долги перед поставщиками ресурсов. Но вряд ли где-то можно отыскать цифру, сколько было переплачено добросовестными плательщиками за жилищно-коммунальные услуги — тепло, воду, электричество и так далее, которые для большинства из нас на самом деле являются жизненной необходимостью.
Недавно я узнала, что стала жертвой мошеннических действий управляющей компании, обслуживающей мой дом. Оказалось, что коммунальщики на протяжении четырех лет незаконно начисляли плату за отопление. Схема была следующая: граждане исправно платили УК по нормативам исходя из количества принадлежащих им квадратных метров, а та в свою очередь рассчитывалась с поставщиком тепла по общедомовому счетчику. Этим путем коммунальщики насобирали с дома «лишних» 3 млн рублей. И такой дом у УК был не один, а свыше полусотни. Не во всех домах, правда, стоят общедомовые счетчики, но там, где они были, схема работала безотказно.
Как ни странно, факт переплаты вскрылся много позже, хотя описываемые события происходили в 2011–2014 годах. Оказалось, что даже есть предписание Госжилинспекции — вернуть незаконно начисленные деньги жильцам. Однако о его существовании управляющая компания предпочитала молчать.
Игры с платежками
Почему «управляйке» (а по-другому эту организацию называть не хочется) так долго удавалось утаивать свои махинации от жителей? Эксперты считают, все дело в системе: в России не управляющие компании существуют для жителей, а наоборот. «Это как черная дыра. Сегодня собственники жилья никак не могут отследить, платим мы за услуги ЖКХ столько, сколько они стоят, или намного больше. Граждане не в состоянии понять, ни куда уходят их деньги, ни объем работ, который выполняет УК для их дома. Потому что отчеты управляющих компаний — просто филькина грамота. Мы даже не знаем, сколько раз в этом месяце подъезд помыли... Спускался ли хоть раз техник в подвал, чтобы осмотреть трубы и задвижки? Сколько стоит, чтобы этот техник «пощупал и понюхал» коммуникации?» — говорит руководитель жилищного сектора Института экономики города Ирина Генцлер.
Жилищный кодекс предписывает собственникам жилья создавать совет дома, который, по идее, и должен осуществлять контроль за деятельностью управляющей компании. Одна из прямых обязанностей совета — это согласование с УК перечня работ по текущему ремонту и содержанию общего имущества многоэтажки. Без такого решения управляющие компании не имеют права распоряжаться деньгами жильцов. Работай эта норма в полную силу, выявить нерадивых коммунальщиков было бы проще. Увы, на деле большинство граждан не только не хотят ходить на собрания и участвовать в жизни дома, но даже не знают своего соседа по подъезду. Люди привыкли: я плачу коммунальные платежи — и одного этого должно быть достаточно, чтобы в доме все было отремонтировано, мусор вывезен, двор подметен. Но идеал оказывается недостижим на практике.
«Во всех спорных вопросах разбор полетов всегда надо начинать с низшего уровня: собственники — управляющая компания. Смотреть, что написано в договоре с коммунальщиками, какой там заложен принцип оплаты тепла, воды и так далее. Но, как правило, подробно расписанных договоров, чтобы можно было оценить объем и качество жилищно-коммунальных услуг, не существует», — продолжает Ирина Генцлер.
Получив деньги от жильцов, управляющая компания отправляется в самостоятельное плавание. И тут начинаются игры: если в одном месте есть перерасход, возникает соблазн сэкономить в другом, чтобы закрыть дыру в коммунальном бюджете. «Существует правило, что у управляющей компании от коммунальных платежей жильцов ничего не должно оставаться. Только транзит денег до энергетиков. Это тоже не совсем правильный подход. Не учитываются усилия УК по заключению договоров, по сбору платежей и работе с неплательщиками. Поэтому любая управляющая компания ищет способ по максимуму получить деньги с жильцов, а сделать по минимуму — ровно столько, чтобы избежать претензий со стороны жилинспекции», — отмечает собеседница «МК».
Все в суд
Оказалось, что коммунальщики успели «обуть» меня за четыре года на сумму порядка 20 тысяч рублей. Дальше началось хождение по темным коридорам УК с заявлением о возврате переплаты. Сотрудники были готовы к визиту обиженного жильца, они с порога объяснили, что я занимаюсь пустым делом: таких заявлений уже целая кипа, и даже если деньги будут возвращать, то по три копейки в месяц, так как средств на это нет и не предвидится.
Такова тактика работы большинства подобных организаций. Люди подают жалобы, а им в ответ рассказывают «страшилки», рассчитывая, что 99% обратившихся откажется от дальнейших действий. УК с прибылью, а жителям достается темный подъезд и квартплата с лишними нулями.
«Сложность этого вопроса с юридической точки зрения обусловлена противоречиями между гражданским и жилищным законодательством, законом о защите прав потребителей и правилами тарифного регулирования. Нет и единой практики применения соответствующих норм российскими судами, которая позволила бы устранить эти противоречия. Закон не наделяет жильца многоэтажки обязанностью установить индивидуальный счетчик тепла у себя в квартире, да и сетевая инфраструктура теплоснабжения в большинстве случаев у нас не позволяет это делать. В то же время закон предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии — по установленным тарифам», — объясняет адвокат Александр Барканов.
В моем случае счетчик в доме был установлен — таким образом, формально управляющая компания могла рассчитываться с поставщиком теплоэнергии по его показаниям. Но лишь формально. «Если будет установлено, что параметры расхода и температуры неустойчивы и находятся вне диапазонов показаний, теплосчетчик признается неработоспособным, но, продолжая работать, используется не для подсчета потребляемой теплоэнергии, а для обмана потребителей. Данные факты подлежат установлению в судебном порядке. Суд в этом случае — единственный выход», — считает Александр Барканов.
Увы, практика показывает, что жалобы в управляющую компанию и энергетикам не действуют. Малоэффективен и прокурорский надзор, в основном это отписки. По словам эксперта, если у жильцов уже есть на руках решение суда в отношении УК о денежной выплате, то выданный по нему исполнительный лист лучше всего направить прямо в банк, где открыт расчетный счет должника. Тогда деньги можно получить быстрее, нежели через судебных приставов. Решение суда о перерасчете стоимости тепла исполнить будет сложнее, дожидаться такого перерасчета можно месяцами.
Где деньги, Зин?
Сегодня я точно знаю, что ни моя семья, ни мои соседи не смогут вернуть назад свои деньги. Наша «управляйка» готовится объявить себя банкротом. В ее офис уже заехала новая управляющая компания, которая, естественно, отказывается отвечать по долгам старой.
По данным Генпрокуратуры РФ, ЖКХ входит в число самых криминализированных секторов экономики, где количество нарушений ежегодно растет. В прошлом году в Генпрокуратуру поступило более 120 тыс. жалоб на работу предприятий этой отрасли, что на 15% больше, чем было в 2014 году. Размер ущерба от преступлений в сфере ЖКХ по итогам 2015 года составил 6,5 млрд рублей. Традиционно наиболее распространены хищения денег, которые вносит население в качестве платы за оказанные услуги, а также посягательства на средства, выделенные на нужды коммунальщиков из бюджетов различных уровней и инвестиции банков. Также участились случаи преднамеренных банкротств УК, когда деньги граждан исчезают в неизвестном направлении. Моя управляющая компания только подтверждает печальную статистику.
В последнее время у мошенников из жилкомхоза расширилось поле для махинаций за счет программы капитального ремонта. Ее старт с точки зрения соблюдения законов оказался не совсем таким, как планировалось. Многие россияне до сих пор не понимают, почему они должны платить взносы, если могут не дожить до обещанного ремонта. Чаще всего нарушения в этой сфере связаны с порядком формирования фондов капремонта, целевого использования денег из них, а также с выполнением подрядными организациями своих обязательств. В 2016 году здесь уже выявлено свыше 20 тысяч нарушений закона. Представляются подложные акты о выполненных работах, есть и факты прямого хищения средств. Однако самая болевая точка — соблюдение сроков капремонта. Например, в Свердловской области в 2015 году должны были отремонтировать около тысячи домов, а реально обновили лишь 134 дома. В Ставропольском крае в текущем году в планах на этот год значился ремонт 400 домов, а отремонтировали реально... один-единственный дом. К капремонту остальных многоэтажек даже не приступили. И этот список можно долго продолжать.
Вывод из всей истории неутешительный: за четверть века непрерывного реформирования жилищно-коммунальной отрасли собственники «квадратных метров» превратились в абсолютно бесправную прослойку, которую может пинать кто угодно. И как изменить это положение, ясного представления ни у кого нет.
Эксперт «МК»
Галина Хованская, председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ:
— Не всегда виноваты бывают только управляющие компании. Даже с самой добросовестной УК ресурсоснабжающие организации требуют полной оплаты поставляемых ими услуг. Однако ни в одном доме собираемость коммунальных платежей никогда не достигает 100% — сегодня она находится примерно на уровне 95%. Где взять коммунальщикам недостающие средства? Все источники наперечет: либо достать эти деньги из прибыли УК, либо уменьшить издержки, сократив перечень предоставляемых жителям услуг. Если ни то, ни другое не помогает — остается признать себя банкротом.
Единственный выход в сложившейся ситуации — перевести население на прямые платежи за поставленные ресурсы. Это когда деньги за тепло, воду и электричество перечисляются напрямую ресурсоснабжающим организациям, минуя управляющие компании. Меньше будет посредников, а значит, и банкротств — как реальных, так и фиктивных. Кроме того, это выгодно добросовестным плательщикам, которые станут платить только за себя.
Возможность напрямую общаться с ресурсоснабжающей организацией у нас уже есть, когда мы получаем электричество и газ. За них мы платим по счетчику. Сколько набежало, столько заплатили — нет проблем. У электроснабжающих и газоснабжающих организаций своя абонентская база. Они сами разбираются с неплательщиками, например могут отключить электричество должнику. А вот оплата теплоснабжения идет только через управляющую организацию. Противниками введения прямых платежей поначалу были сами ресурсоснабжающие организации. Они говорили: нам надо наши сто процентов, мы же предоставили услугу и должны получить свое. Но когда они поняли, что в итоге они не получают эти деньги, потому что идут банкротства управляющих организаций, с которых уже ничего возьмешь, позиция смягчилась. Причем, подчеркиваю, у потребителей должно быть право выбора. Возможно, кто-то захочет остаться на старой схеме.