Эксперты «МК»
Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари»:
— Потребительский рынок в России стабилизировался в последние два-четыре месяца, но о полноценных положительных тенденциях речи пока не идет. Статистика по сектору неоднородная: розничные продажи держатся в этом году в отрицательной зоне, в августе индикатор улучшился до 5,1% при минимуме этого года в 6,2%. Эти данные выглядят не так уж и мрачно. Доверие потребителей за сентябрь оценивается в 19 пунктов против февральского, например, в 30 пунктов, потребительские расходы символически, но растут начиная с середины июля.
Если со страхами россиян относительно завтрашнего дня все более-менее ясно — они сократились до годового минимума, политические риски низкие, к санкциям все привыкли, — то с покупательской способностью все не так просто. Рост зарплат и пенсий в этом году не превышает 5%, официальная инфляция к настоящему времени составляет 6,4%. Тратить больше заработанного сложно, но здесь на помощь потребителю приходят кредитные предложения. Со временем многослойность кредитной задолженности вынуждает россиян сокращать свои повседневные расходы в пользу банковских выплат.
Меняется культура потребительского рынка, причем в продуктивную сторону. В магазинах розничных сетей серьезным спросом пользуются товары по акциям, размер среднего чека все так же не превышает 500–540 рублей для торговой точки формата «у дома». Интересно, что увеличивается потребление хлеба и хлебобулочных изделий: от макарон до муки. Стоимость продуктов этого сектора небольшая, но калорийность высокая. По всей видимости, это позволяет держать под контролем повседневные траты.
Анна Кокорева, зам. директора аналитического департамента «Альпари»:
— Внутренний потребительский спрос, безусловно, является немаловажным фактором роста экономики, стимулирования сферы услуг и промышленного производства. Однако в текущей экономической политике это далеко не основополагающий фактор развития, так как внешний спрос по-прежнему остается определяющим и доминирующим.
В годы санкций взгляд правительства на внутренний спрос как на фактор стал меняться в позитивную сторону. Политика импортозамещения и активное субсидирование отечественных производителей из разных сфер — как раз одни из тех мер, которые в данный момент работают на стимулирование внутреннего спроса. Однако спрос со стороны бизнеса и потребителя — это разные весовые категории, и если обратиться к статистике по динамике розничной торговли, то мы увидим, что, несмотря на санкции и импортозамещение, внутренний спрос снижается относительно прошлого года.
Причин падения потребительского спроса может быть много. В нашем случае проблема заключается в экономическом кризисе и девальвации рубля, которые привели к падению доходов населения, а значит, и покупательной способности. Удивительно, но, несмотря на замедление темпов роста инфляции и некую стабильность валютного курса, реальные располагаемые доходы населения падают.
Поэтому секрет роста потребительского спроса лежит на поверхности: нужно сделать так, чтобы доходы населения постоянно приумножались, тогда и спрос будет стабильно расти. Однако в ближайший год, пока экономика и бюджет страны буксуют, надеяться на рост покупательской способности можно только за счет кредитов и только при условии, что их стоимость снизится.