Причина укрепления «зеленого» заключается в том, что американская экономика сейчас выгодно выделяется на фоне прочих экономик развитых стран. ВВП США вернулся к стабильному росту. Промышленное производство, безработица и продажи домов вернулись к докризисным значениям, инфляция находится под контролем.
В то же время Евросоюз, Великобритания и Япония лишь нащупывают варианты выхода из кризиса. Центробанки этих стран продолжают стимулирующую денежно-кредитную политику, выкупая проблемные активы. Это невыгодно смотрится на фоне возвращения Федеральной резервной системы США к повышению ставок. У американских облигаций выросли доходности, соответственно инвесторы отдают предпочтение американским активам по сравнению с европейскими.
В то же время российский рубль достаточно стабилен. С начала года он стал одной из немногих валют (наряду с бразильским реалом и южноафриканским рандом), выросшей по отношению к доллару. Этому помогло восстановление нефтяных цен.
В то же время до конца года есть риск небольшого ослабления рубля. В пользу этого говорит обострение отношений с западными странами, рассматривающих введение новых санкций в отношении России, и предстоящие высокие выплаты российских компаний по внешним займам (порядка $20 млрд до конца года).
Кроме того, сильный рубль не нужен ни российскому Минфину, ни Центробанку, так как этим ведомствам необходимо решить проблему дефицита бюджета. Слабый рубль был бы полезен и российской экспортоориентированной экономике, так как усилил бы позиции отечественных компаний из нефтегазового, металлургического и нефтехимического секторов на внешних рынках.
Для россиян, у которых еще есть средства на отдых за границей, произошедшее удешевление евро даёт возможность по более «оптимистичным» ценам провести Новый Год в Европе и/или посетить этой зимой альпийские горнолыжные курорты. В то же время ехать в США и другие страны, где в почёте доллар (азиатские страны, Египет, Куба) стало несколько дороже.
До конца 2016 года курс евро/рубль будет находиться в диапазоне 67-70. То есть, евро еще есть куда падать. Многое будет зависеть от динамики нефтяных цен, которые сейчас довольно волатильны, и, в частности, от финального решения стран ОПЕК по сокращению квот на добычу на саммите 30 ноября в Вене. В любом случае каких-либо драматичных событий для рубля, как это было в конце 2014 и 2015 годов, на горизонте не предвидится.
Роман Ткачук, старший аналитик Альпари