Надежда умирает последней

Самый страшный кризис, который переживает страна, — кризис справедливости

Самый страшный кризис, который переживает страна, — кризис справедливости

Открываешь газету, и ощущение недоумения сменяет ощущение отчаяния, а затем тебя охватывает ощущение бессилия — начинаешь осознавать, что ничего от тебя не зависит. Газета предлагает читателю заголовок на первой странице в сопровождении мрачной фотографии главы Минэкономразвития Улюкаева: «Граждане будут беднее к 2017 году».

Заголовки в других номерах: «Пенсионная заморозка из временной превратилась в постоянную». Далее. «Перспектива 2020: стагнация или рецессия». И уточнение сути для непосвященных: «экономический рост в условиях сокращения бюджета нереален». А повседневная реальность вокруг бюджета-2016 — это постоянный пересмотр его в сторону сокращения.

Замечу, что все заголовки перечисленных статей не случайно взяты в кавычки — это слова властвующих чиновников.

Еще одна фраза, вынесенная в название статьи и принадлежащая руководителю Счетной палаты Голиковой, не прибавила нам оптимизма: «Валюту из России не вывозит только ленивый».

А мы не устаем повторять: продуктивный бизнес — наша опора. Опускаем глаза, и ручьи, реки и водопады валюты утекают за рубеж в результате совершения импортно-экспортных товарных сделок. Как итог — незаконный вывод капитала из страны. В 2013–2015 годах он составил 1,2 трлн рублей, эти цифры называются в докладе Счетной палаты.

И далее вывод. Работу федеральных органов исполнительной власти по предотвращению вывода капитала за рубеж аудиторы Счетной палаты называют неэффективной. Есть претензии и к законодательству, которое не позволяет пресекать противоправный вывод капитала. Главный изъян закона — степень ответственности не соответствует тяжести правонарушения. СП не исключает, что масштаб утечки капитала гораздо более значим, поскольку количество проверок, проведенных таможенными органами, незначительно. В 2014 году их было 5,3 тысячи (6% от общего числа совершенных сделок). В 2015 году — 4,5 тысячи (4,1%) от общего числа сделок. За три года таможня передала в Росфиннадзор 17,3 тысячи дел, по которым на нарушителей наложили штраф 663,4 млрд рублей. Но фактически, подводит итог СП, федеральный бюджет получил всего около 3 млн рублей, что составляет ничтожную долю от суммы выявленных нарушений.

Иначе говоря — воровство повсеместное. И далее отлаженная логика жульничества. Растет количество случаев, когда нарушения валютного законодательства выявлены, но уголовные дела не возбуждены или прекращаются. Несмотря на возрастающий масштаб хищений, по возбужденным уголовным делам такого плана в 2013 и 2014 годах были осуждены три человека. В 2015-м осудили восьмерых, но пятерых освободили по амнистии... По словам академика Гринберга, эти позорные явления очень давно наблюдаются в России. Они — следствие бездумной валютной либерализации и неспособности этому противостоять. Все это говорит об обрушении качества государства как такового.

Череда кризисов, которые переживает страна, нескончаема. Практически все сферы промышленного производства проходят через коридор нескончаемого спада.

И на фоне этих фундаментальных отрицательных событий министр труда Максим Топилин пообещал бюджетникам в 2017 году повысить зарплату. Одновременно с этим, как пишет «Независимая газета», иностранные исследователи назвали российскую экономику самой несправедливой в мире. Довод не лишен здравости — в России 88% богатств контролируются миллионерами и миллиардерами, которые составляют не более 8% от общей численности населения. Среднего класса в стране практически нет.

Но наша управленческая элита живет в другом мире, и в официальных отчетах несуществующий средний класс исчисляется иными цифрами — 15–20%. По сути, очевидное вранье. И в ответ на критику подобных лживых исчислений вы слышите слова официальных лиц: «Это как считать...».

Если миллионеры контролируют 50% и более богатств страны, тогда остается очень мало места для появления среднего класса — цитируем CNВС. Теперь надо уйти от ошибочной оценки наполнения среднего класса в странах Европы и мире. Якобы это сплошь представители бизнеса, работники банковской сферы, иначе говоря — беловоротничковый мир. Это не так. Средний класс за рубежом — это не только инженеры, юристы, представители малого бизнеса, но и школьные учителя, преподаватели вузов, врачи, мир науки, ученые.

Но если вернуться к России, на основании выводов знаковых мировых исследовательских структур — у нас сейчас только 4,1% взрослого населения может быть причислено к среднему классу. В чем причина? Все в том же. В удручающей несправедливости, резком различии зарплат квалифицированных специалистов и представителей администрации учреждений, в которых они работают. В Москве преподаватель вуза получает в среднем около 40 тысяч, а руководитель заведения свыше 2 млн рублей в месяц. Аналогичная ситуация складывается во всех социальных отраслях: медицине, образовании, науке.

В регионах зарплата специалистов еще ниже, она очень часто сравнима с прожиточным минимумом. Это порождает проблемы разрастающегося мира бедных в России.

Это и есть смысловое подтверждение самого страшного кризиса, который переживает страна, — кризиса справедливости. Именно этот кризис способен опрокинуть страну. И этот процесс происходит на наших глазах. Увы, но он застал нас врасплох. В преддверии 1990-х мы пребывали в иллюзорном мире. Демократия обрушилась на общество как извержение вулкана, и общество к ней было неготово. Неконтролируемая свобода стала достоянием всех и вся. Твори все, что хочешь, ты свободный человек. И все реформы начала 90-х творили время мифов, таких как приватизация — мы будем богатыми и счастливыми. Свобода слова — мы будем говорить что хотим и слышать и не слышать тех, кого считаем нужным. И это разделение каждый из нас делал сам.

И, как всегда, сначала был взрыв восторга. Мы свободны, и никто нас не остановит. А затем, когда пришло время спросить собственные надежды, где их торжество, началось прозрение. Приватизация, которая должна была преобразить страну. И частный собственник, независимый и преуспевающий. Где он?

Нет, отчего же, он есть, его имя миллионер и даже миллиардер. Их не так много, где-то 5–7%, но на сегодня в их владении 88% богатств России. Так что главная проблема не в замедлении темпов развития страны, которого не существует, а в нелепости нескончаемого потока плохо продуманных реформ, проведение которых превращается в некий миф о развитии России. Удручающим подтверждением тому служат инициативы теперь уже бывшего министра образования и науки Ливанова по реформированию Академии наук и всей системы научного развития. И то и другое ныне на грани краха. Научное сообщество разрушено. И это в тот момент, когда стране необходим экономический рывок, чтобы оторваться от дна кризиса, где страна находится на протяжении последних восьми лет.

Не хочется оглашать возникающую уверенность, что происходящее не случайно, в системе управления страной есть силы, олицетворяющие осознанное разрушение достижений советского прошлого, выдающейся науки, лучшего в мире здравоохранения и образования. Крах этих составляющих, сделавших страну великой и неповторимой, не может быть случайностью.

Кто будет оспаривать неопровержимую реальность? В стране делается все возможное для того, чтобы ушли в никуда бесплатное образование и здравоохранение.

Свое обещание о повышении зарплат Топилин подытожил значащей фразой: «Указы надо выполнять», — имея в виду майские указы президента от 2012 года. Как именно вырастет оплата бюджетных работников, пока неизвестно.

Повышение зарплат в условиях постоянного бюджетного дефицита действие рискованное. Тем более что сейчас расходы бюджета непомерно сокращаются. Наиболее проблемной в этом отношении является сфера образования. Бюджетные ассигнования по разделу «образование» в 2016-м оказались на 8% ниже расходов на эту сферу в 2015 году.

То же самое происходит с расходами на здравоохранение, несмотря на безостановочные заклинания премьера, что «социальные расходы для нас святое и никакие посягательства на них недопустимы». На практике в действиях подчиненных ему лиц в ранге министров мы видим прямо обратное. Это одно из очевидных следствий изыскания ресурсов для повышения оплаты труда бюджетникам. Уже никто не скрывает, что повышение зарплат в 2017 году будет базироваться на росте налоговых нагрузок. Сейчас идут разговоры об увеличении ставок основных налогов, таких как НДФЛ, налог на прибыль, на добавленную стоимость. Попутно местные власти вводят новые сборы, эксперты допускают, что власти ради пополнения бюджета могут пойти на девальвацию рубля примерно на 10–20%. Тогда исполнить обязательства перед бюджетниками будет проще, хотя покупательная способность их зарплат сократится соответственно.

Перечитываешь все это и начинаешь понимать, что главный изъян развития страны — это даже не череда экономических просчетов и утрата навыков предвидения. Увы, главная причина в ином: в глубочайшем кризисе справедливости, что есть очевидный провал в практике управления страной. И первый итог торжества несправедливости — непомерное расслоение общества, нарастающее не с каждым днем, а с каждым часом.

Как уже было сказано, 88% богатств страны в России принадлежит узкому кругу миллионеров и миллиардеров. Ничего подобного нет ни в одной из знаковых стран. В Великобритании миллионеры контролируют 35% национальных богатств, в Америке — 32%, в Австралии — 28%, в Японии — 22%.

Ну конечно же, мы другая страна. Но если Запад нам не указ, то зачем же его копировать и сводить на нет бесплатное высшее образование? И как революционная мысль — некое единение педагогов пытается совершить прорыв в этой несправедливости и предложить человеку, желающему получить второе высшее образование, получать его бесплатно. При чем тут второе образование? Бесплатным должно быть первое — базовое образование, а все остальное, если рассуждать здраво, допустимо сделать платным. Вот что такое торжество справедливости.

Нечто подобное должно произойти с медициной. Реформы здравоохранения, которые неустанно взрывают медицину, а точнее, ее социальную суть, лишая ее главной составляющей — максимальной доступности, не просто неправомерны, они преступны.

В результате укрупнения медучреждений — больниц и поликлиник — численность врачей сократилась более чем на сотни тысяч. Мы ведаем, что творим? Очереди на прием к врачу растут невероятно. И даже временной норматив введенный Минздравом — на пациента не более 10 минут, — не сократил их. И мне наплевать, что причина нововведения — это нормы американские либо европейские. В условиях России и невысокого среднестатистического уровня здоровья нации не хватает родильных домов, аховая ситуация с отсутствием больниц и поликлиник в отдаленных районах сельской местности, с постоянными сбоями в работе скорой помощи в силу критического состояния дорог. Не прибавляет оптимизма и сокращение количества врачей на этом фоне.

Каков итог подобного реформирования? Он удручающий. Сокращение численности врачей не на десятки, а на сотни тысяч человек. Так что в полку безработных прибыло, и прибыло основательно. Рискну заметить: это путь не к развитию, а к уничтожению нации.

Зачем нам бороться за здоровье пожилых людей? Позвольте им сдать анализы, сообщите им, что никаких особых отклонений нет, считайте, что уже одарили их позитивом, и проводите до двери. И пускай умирают спокойно. Замечу, что это не фантазия, а скрытая политика в действии многих медучреждений.

Я пишу эту статью в момент выборов, которые состоялись 18 сентября. Дай бог, чтобы мы прозрели и поняли — власть не является к нам с небес. Мы ее выбираем, а раз так, мы имеем право требовать от нее максимального уважения и почитания рядовых граждан.

И когда премьер-министр предлагает учителям в силу малых зарплат заняться бизнесом, правомерно сказать: «Все, ребята. Премьера понесло!!! Надо менять власть». О чем уже говорят все (за исключением «Единой России») политические партии, участвующие в выборах.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру