Напомним, с 1 января 2016 года в Россию запрещен ввоз турецких фруктов и овощей. В частности, речь идет о апельсинах и мандаринах, винограде, яблоках, грушах, абрикосах, персиках, включая нектарины. В список санкционных продуктов также попали сливы, земляника и клубника, томаты, репчатый лук , цветная капуста, брокколи, огурцы и корнишоны. Под ограничения также попали тушки и субпродукты домашних кур и индеек, соль и гвоздики
Впрочем, в августе пошли разговоры об отмене продовольственного эмбарго в отношении Турции. Так, в августе Владимир Путин после встречи со своим турецким коллегой Тайипом Эрдоганом заявил, что Россия намерена поэтапно снимать запрет.
Кроме того, министр экономического развития Алексей Улюкаев допустил, что ограничения отменят уже в этом году.
Однако, как отмечают эксперты, опрошенные «МК» в этом вопросе будут играть роль прежде всего политические отношения между Турцией и нашей страной.
«Случаи введения запретов со стороны России и со стороны других стран на ту или иную сельскохозяйственную продукцию показывают, что в большинстве своем проблема не в соблюдении санитарных норм или качестве продукции, а в дипломатическом здоровье отношений между этими странами, — говорит аналитик АЛОР БРОКЕР Кирилл Яковенко — Как только Россия присоединила Крым, ЕС и США ввели санкции, наша страна в ответ запретила ввозить их продукты. А Россельхознадзор стал более тщательно проверять оставшуюся продукцию из ЕС и выявлять нарушения».
По словам эксперта, показательно, что до инцидента с российским истребителем и турецкими военными, овощи и фрукты из этой страны занимали существенную долю российского рынка в доступном ценовом сегменте. Но как только был сбит истребитель, надзорное ведомство тут же нашло массу нарушений в качестве турецкой продукции. «При возобновлении отношений и публичном извинении со стороны Анкары запреты начали смягчаться, разморозили разговоры о «Турецком потоке» и подумали о возвращении турецких овощей на российский рынок», — продолжает Яковенко. Подобное наблюдается и с претензиями египетских властей к российской пшенице. Напомним, в августе они ввели запрет на импорт нашей пшеницы из-за спорыньи — грибка-паразита. В свою очередь Россия решила в ответ запретить ввозить египетские фрукты и овощи. Впрочем после Египет возобновил импорт российской пшеницы. «Взаимные претензии имели краткосрочный характер, так как ни РФ ни Египту не выгодны запретительные меры во внешней торговле», — поясняет Яковенко.
Между тем, как отмечает эксперт, запреты идут российскому агросектору на пользу и за время их существования российский производитель смог отыграть около 20% рынка.
«Вернуть себе эти позиции помидорам из Турции будет уже проблематично, так рост валового сбора тепличных овощей в РФ составил более 20%. При этом показательно, что основной рост составили томаты. По сравнению с пошлым годом урожай вырос на 1,5 раза, до 92 тыс. тонн. При этом эффективно работает госпрограмма импортозамещения по льготному финансированию агропредприятий. На данный момент бизнес планирует инвестировать более 5 млрд долларов в строительство новых тепличных комплексов со сроками реализации до 2019 года», — резюмирует аналитик.