Предыдущая моя статья «Российский феодализм в Крыму» вызвала бурную реакцию, в том числе негативную. Некоторые возмущались, писали, что «к морю можно пройти свободно».
Отвечаю: если к морю можно пройти свободно, значит, оно просто никому не нужно.
Самая ценная часть Крыма — это ЮБК (южный берег). Именно на ЮБК еще в XIX веке строили свои дворцы и поместья российские феодалы, в том числе и сам император. Постепенно весь берег скупался — и имения стыковались забор к забору.
Правда, колючей проволокой их тогда не опутывали.
Почему именно ЮБК? Потому что именно вдоль южного берега идет самая высокая гряда Крымских гор, которая защищает побережье от потока перегретого степного воздуха летом и от холодного — зимой, благодаря чему там нет резких перепадов температуры.
Кроме того, соседство гор и моря делает ландшафт очень живописным — и с моря, и с берега открываются изумительные виды. Но именно горы, обрывающиеся в воду, создают проблемы, которых нет в других уголках Крыма.
Во-первых, на ЮБК нет или почти нет естественных пляжей. В лучшем случае это обломки скал, формирующие узкую полоску берега, в худшем — просто отвесные скалы, уходящие в море. Поэтому в некоторых местах нет не только пляжей, но даже спуска к воде. Большинство спусков к воде сделаны теми же российскими феодалами, которые основывали здесь свои поместья.
Большинство пляжей на ЮБК — искусственные, насыпные. Сначала приходится делать бетонные волнорезы через каждые 50 метров, потом между ними насыпают гальку. Волнорезы выглядят уродливо и портят пейзаж, но без них гальку смоет в море через неделю.
Вообще-то ее и с волнорезами смывает в море, если шторм очень сильный.
Каждый год администрация пансионатов засыпает пляжи новой галькой, чтобы увеличить ширину метров до десяти, но к концу сезона от пляжа остается узкая полоска в два метра, а иногда смывает вообще все, до бетонного парапета.
Кроме расходов на гальку есть расходы на поддержание пляжа в чистоте, охрану и т.д.
Самое главное — сделать пляж недоступным для всех желающих.
Почему?
Потому что если пляж будет доступен для всех желающих, тогда кому сдался этот пансионат (санаторий) с космическими ценами?
Знаете, сколько стоит стандартный номер на двоих с не особо хорошим питанием и с так называемым лечением? 8000 рублей в день. И это еще очень недорого.
Один из пансионатов с российской версией «олл инклюзив» предлагает стандартный номер на двоих за 17 000 в день! Цены даю на высокий сезон, и речь о пансионатах на ЮБК (район Гаспры, нижняя дорога).
Теперь прикиньте сами: будут люди покупать путевки за такие деньги, если на пляж сможет пройти любой желающий и там будет яблоку негде упасть?
Ответ очевиден.
Поэтому пансионаты огорожены высокими заборами с колючей проволокой сверху, кое-где есть даже спираль Бруно! Пляжи тоже огорожены — на волнорезах стоят высокие заборы, уходящие в море. В санатории, на пляже которого я тусовался, пошли еще дальше: весь волнорез и весь металлический забор измазали чем-то вроде машинного масла, которое невозможно смыть, — только чтоб «простолюдины» с соседнего пляжа не попали на «феодальный пляж» этого санатория.
Но люди все равно пытались перелезть. Потому что на моей стороне пляжа шириной 50 метров я был один, а на соседнем пляже «для всех» на такой же площади было человек 100.
В Крым я езжу с 1997 года, и так сложилось, что отдыхал я почти все время в одном и том же пансионате. И он был, как бы сказать, «не для всех». То есть я все время отдыхал «на феодальной территории», а как отдыхают остальные, видел сверху, со скалы. Мы с семьей всегда с ужасом смотрели, насколько больше людей на соседних пляжах. Это действительно очень наглядно, когда смотришь с высоты птичьего полета.
А в этом году я вдруг — раз — и сам оказался на этом пляже «для всех».
В 2014 году, когда присоединили Крым, все пляжи сделали открытыми и можно было пройти к морю везде и по всему берегу с пляжа на пляж — свободно.
Я, наивный, подумал, что так будет всегда, и в этом году снял номер в гостинице, которая расположена по прямой всего в 100–150 метрах от берега, но ближе не к «феодальному» пляжу, а пляжу «для всех».
Я не знал, что все опять закрыли — и стало даже хуже, чем было раньше!
В итоге от моей гостиницы напрямую можно было попасть только на открытый пляж «общего пользования».
Меня хватило на первые три дня. Просто я так упахался перед отпуском, что первые три дня мне было все равно, хотелось отлежаться. Да и были дожди, и людей было меньше, чем обычно. Но потом... Потом погода улучшилась, и люди стали лепиться бедро к бедру! Я люблю человечество, но не до такой степени.
Пришлось ходить на закрытый пляж. Штука в том, что из-за всех этих заборов, ворот и колючей проволоки ходить приходилось в обход, по горной дороге — примерно полтора километра туда и столько же обратно. А напрямую, то есть если спуститься к морю и пройти по берегу, было бы в 5 раз короче. Конечно, такие «прогулки» иногда утомляли, особенно в сильную жару, но фитнес был неплохой.
Я написал о «российском феодализме в Крыму», потому что сегодня Крым российский, а я живу в России и не привык кивать «а вот посмотрите, у них там негров линчуют», но...
Но историческая правда состоит в том, что такие же пляжи «для феодалов» и «для простолюдинов» были и тогда, когда Крым был украинским. Но и до этого — еще в советское время — тоже были закрытые пансионаты для партноменклатуры, ведомственные пансионаты — тот же самый феодализм, только под «социалистической» вывеской. А до этого в Крыму отдыхали настоящие феодалы в своих поместьях.
Что делать? Ответ простой: строить пляжи. Велосипед изобретать не нужно — все давно уже придумано. В Сингапуре, в Дубае давно уже не то что пляжи — целые искусственные острова строят. Так что можно строить большие, длинные волнорезы, на них создавать просторные пляжи, чтоб всем места хватило, и тогда никто не будет себя чувствовать человеком второго сорта, все будут чувствовать себя людьми — хотя бы на пляже. И колючую проволоку можно будет убрать.